Показатели деятельности компании по основным направлениям страхования

Рассмотрим далее порядок расчета и оценки показателей деятельности компании по основным направлениям страхования.

Сначала проследим по данным табл. 3.35 динамику объема и структуры брутто-страховых сборов (премий) организации в разрезе двух основных направлений страхования.

Таблица 3.35. Структура брутто-страховых сборов (премий)
в разрезе направлений страхования
за 2005 - 2006 гг.

Направление страхования

2005

2006

сумма,
тыс. руб.

%

сумма,
тыс. руб.

%

1. Страхование недвижи­мости

45200

42,5

30275

41,5

2. Страхование автотранс­порта и ГО

61256

57,5

42677

58,5

3. Всего (стр. 1 + стр. 2)

106456

100

72952

100

Анализ величины страховых сборов (с включением доли перестраховщиков) показывает, что в анализируемом периоде основным направлением страховых операций было страхование автотранспорта и ГО. Доля этого вида страхования устойчива и составляет около 60% (58,5%). Наблюдается по годам увеличение доли страхования автотранспорта и ГО в совокупном объеме страховых сборов.

Вместе с тем дать правильную оценку вклада отдельных направлений страхования в финансовые результаты организации, пользуясь показателями структуры брутто-объема страховых сборов, было бы неправильно. Дело в том, что каждый вид страхования имеет свой уровень риска. Степень риска характеризуется корреляцией объема страховых сборов и статей текущих затрат. При этом комиссия перестраховщиков, страховые выплаты (убытки) и страховые резервы весьма индивидуальны для различных направлений страхования.

Из сказанного следует, что более достоверно оценить вклад отдельного направления страхования в финансовые результаты организации можно с использованием показателя нетто-комиссии страховщика. Этот показатель определяется как разница между объемом страховых премий и совокупной величиной текущих затрат.

Структура нетто-комиссии страховой компании в разрезе основных направлений деятельности приведена в табл. 3.36.

Таблица 3.36. Структура нетто-комиссии
в разрезе основных направлений страхования
за 2005 - 2006 гг.

Направление страхования

2005

2006

сумма,
тыс. руб.

%

сумма,
тыс. руб.

%

1. Страхование недвижи­мости

7655

41,0

3734

38,0

2. Страхование автотранс­порта и ГО

11016

59,0

6093

62,0

3. Всего

18671

100

9827

100

По данным табл. 3.36, в объеме нетто-комиссии наибольшее участие занимают операции, связанные со страхованием автотранспорта. Даже при снижении общего объема страховой нетто-комиссии доля страхования автотранспорта в его формировании в относительном выражении возросла с 59,0% в 2005 г. до 62,0% в 2006 г. Что касается страхования недвижимости, то по этому виду страхования наблюдается снижение как абсолютной, так и относительной величины нетто-комиссии.

Снижение объема нетто-комиссии могло привести к снижению рентабельности компании. В табл. 3.37 приведен расчет рентабельности по направлениям страхования.


Таблица 3.37. Анализ рентабельности (нетто-комиссия / объем страховых сборов)
по отдельным направлениям страхования
в 2005 - 2006 гг.

Направление страхования

2005

2006

1. Страхование недвижимости

1,69

1,23

2. Страхование автотранспорта и ГО

1,79

1,42

В среднем по всем направлениям страхования

1,8

1,34

Данные табл. 3.37 свидетельствуют о рентабельности каждого направления страховой деятельности и средней рентабельности страховых операций. Расчет помогает установить, за счет какого вида страхования изменилась средняя рентабельность, т.е. снизилась эффективность страховой деятельности. Рентабельность снизились как в среднем, так и по каждому направлению страхования. Факторный анализ позволяет вычислить степень влияния на снижение рентабельности различных факторов.

Величина нетто-комиссии по каждому направлению страхования складывается под влиянием двух факторов:

  • изменения объема страховых премий (экстенсивный фактор);
  • изменения уровня рентабельности (отношения нетто-комиссии к объему страховых премий — интенсивный фактор).

Взаимосвязь факторов можно выразить формулой

Н = О * Р, где

  • Н – величина нетто-комиссии;
  • О – объем страховых премий;
  • Р – рентабельность.

Рентабельность деятельности страховой организации зависит прежде всего от полученной нетто-комиссии. В процессе анализа необходимо установить, насколько изменение нетто-комиссии по годам происходило за счет фактора объема и фактора рентабельности, который мы рассматриваем как эффективность деятельности.

Исходные данные для проведения факторного анализа динамики нетто-комиссии даны в табл. 3.38.

Таблица 3.38. Исходные данные
для проведения факторного анализа нетто-комиссии
за 2005 - 2006 гг.

Наименова­ние страхова­ния

Нетто-комиссия,
тыс. руб.

Объем
страховых премий,
тыс. руб.

Рентабельность,
%

2005

2006

изме-
­нение

2005

2006

изме-
нение

2005

2006

изме-
нение

1. Страхова­ние недви­жимости

7655

3734

-3921

45200

30275

-14925

1,69

1,23

-0,46

2. Страхова­ние авто­транспорта и ГО

11016

6093

-4923

61256

42677

-18584

1,79

1,42

-0,37

3. Всего

18671

9827

-8844

106456

72952

-33509

1,8

1,34

-0,66

Результаты факторного анализа нетто-комиссии представлены в табл. 3.39.

Таблица 3.39. Результаты факторного анализа нетто-комиссии
за 2005 - 2006 гг., тыс. руб.

Направление страхования

Изменение
нетто-комиссии
за счет
фактора объема

Изменение
нетто-комиссии
за счет
фактора
рентабельности

Изменение
нетто-комиссии -
всего

1. Страхование недвижимости

-1740

-2181

3921

2. Страхование автотранспорта и ГО

-2737

-2186

4923

3. Всего

-4477

-4367

-8844

По данным табл. 3.39, общий объем нетто-комиссии в 2006 г. по сравнению с 2005 г. практически в равной мере уменьшился как по причине снижения объема страховых сборов (экстенсивный фактор), так и за счет снижения уровня рентабельности. Примерно такая же картина наблюдается и при анализе действия факторов по направлениям страхования. Оба фактора действовали отрицательно.