Методика планирования аудиторской проверки страховщика

Общие принципы планирования аудита и единые требования к его проведению регламентирует Федеральное правило (стандарт) №3 «Планирование аудита». Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к проведению аудиторской проверки. Являясь начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторами общего плана проведения аудита и аудиторской программы.

Важной частью планирования является получение информации о деятельности аудируемого лица. Источником информации об организации деятельности экономического субъекта для аудиторов являются следующие документы: устав и другие учредительные документы (учредительный договор, протоколы собраний учредителей, документы о регистрации экономического субъекта); учетная политика; бухгалтерская и статистическая отчетность, документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, бюджеты, сметы и др.); договоры; материалы налоговых проверок; список дочерних предприятий и филиалов; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру клиента; информация, полученная из бесед с исполнительным персоналом и руководством клиента, и др.

Разработка общего плана аудита должна проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ, Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутрифирменными стандартами аудита и другими нормативно-правовыми актами.

Объем и порядок проведения аудиторской проверки отражаются в общем плане аудита, который должен быть достаточно подробным, чтобы являться руководством для разработки программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов деятельности аудируемого лица и конкретных методик, применяемых аудиторами.

Предварительно аудитору целесообразно ознакомиться с организационно-управленческой структурой страховщика, уровнем рентабельности страховых операций, крупными страховыми рисками, существованием филиалов страховщика, системой внутреннего контроля, принципами формирования оплаты труда работников страховой компании и прочими вопросами.

При разработке общего плана аудита в соответствии с положениями Федерального правила (стандарта) № 3 «Планирование аудита» необходимо включить в него следующие основные разделы:

При раскрытии вопросов раздела деятельность аудируемого лица наиболее эффективной процедурой является анкетирование.

Содержание вопросов анкеты, как правило, соответствует структуре постоянного досье, применяемого в аудиторской организации. Примерно так выглядит перечень основных вопросов: организационно-правовая форма проверяемой организации; наличие филиалов; сведения о государственной регистрации и постановке на учет в налоговых органах; сведения о лицензии на право осуществления страховой деятельности; осуществлялись ли операции по перестрахованию; применялись ли в проверяемом периоде к организации санкции; количество действующих в проверяемом периоде договоров страхования и др.

В этом же разделе принято анализировать финансовое состояние организации. Анализ может быть сделан по данным бухгалтерской отчетности. Наиболее полное понимание деятельности аудируемого лица поможет аудитору обеспечить высокое качество аудита и обоснованность выводов, а также будет являться основой для выражения мнения аудитора по поводу достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента во всех существенных аспектах.