Аудит страховых выплат у страховщика

Целью аудита страховых выплат является формирование мнения аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в части счета 22 «Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования», а также установление соответствия учета страховых выплат действующим в России законодательству и другим нормативным документам.

Задачами аудита операций, связанных со страховыми выплатами, являются подтверждение законности их осуществления, а также обоснованности, правильности и своевременности учета этих операций. В соответствии с задачами аудитору надлежит сформулировать вопросы проверки и составить программу проверки страховых выплат. Примерные вопросы проверки учета страховых выплат приведены в табл. 4.7.

Таблица 4.7. Программа аудиторской проверки страховых выплат.

п/п

Аудиторские процедуры

Ссылка на документы (источники информации)

1

Анализ данных последней нало­говой проверки с целью подтве­рждения расходов компании, уменьшающих налогооблагае­мую базу в части обоснованности страховых выплат

Договоры и Правила страхова­ния, материалы последней нало­говой проверки, акты на страхо­вую выплату

2

Документальная проверка отра­жения сумм страховых выплат в бухгалтерском учете

Учетные регистры по счетам 22, 77, 55 и др.; акты на страховую выплату, журнал регистрации страховых убытков (страховых выплат)

3

Документальная проверка веде­ния аналитического учета стра­ховых выплат

Договоры страхования, синтети­ческие и аналитические регист­ры по счетам 22, 77, 50, 51 и др., журнал регистрации страховых убытков

4

Проверка расчетов сумм выплат страхового возмещения (обеспе­чения)

Договоры страхования, расчеты сумм страховых выплат, первич­ные документы и др.

5

Документальная проверка своев­ременности и обоснованности заявления страхователя о страхо­вом случае и соответствия даты наступления страхового случая периоду действия договора стра­хования

Договоры страхования, журнал регистрации страховых убытков, первичные документы, подтве­рждающие наступление страхо­вого случая, журнал регистрации договоров страхования, страхо­вой акт

6

Документальная проверка и ана­лиз обоснованности возврата страховых премий (взносов) и выкупных сумм

Договоры страхования, соглаше­ния к договору, учетные регист­ры по счетам 22, 77, 50, 51 и др.

При осуществлении аудиторских процедур необходимо особое внимание уделить анализу данных последней налоговой проверки. Для этого рекомендуется оценить имеющуюся информацию в части подтверждения расходов компании, уменьшающих налогооблагаемую базу, обратить внимание на отмеченные случаи отнесения на себестоимость выплат, противоречащих условиям договора или Правилам страхования (например, осуществление выплат страхового возмещения по событиям, произошедшим до начала или после окончания срока действия договора страхования, без наличия необходимых подтверждающих документов, предусмотренных Правилами страхования).

При этом следует учитывать, есть ли в структуре компании отдел внутреннего контроля, одной из обязанностей которого является контроль за производством страховых выплат, так как наличие такого отдела значительно снижает риск нарушений при выплатах страховых возмещений. Источниками информации в данном случае являются данные последней налоговой проверки, а также договоры и Правила страхования.