Аудит бухгалтерской отчетности страховых организаций

В российской аудиторской практике при проверке соответствия бухгалтерской отчетности организации требованиям российского законодательства применяется Федеральное правило (стандарт) №14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита». Данный стандарт устанавливает единые требования в отношении обязанности аудитора учитывать соблюдение нормативных правовых актов России аудируемым лицом в ходе аудита бухгалтерской отчетности. Степень влияния законодательных и нормативных актов на бухгалтерскую отчетность организации бывает различная. Одни нормативные акты определяют форму отчетности, другие — порядок формирования ее показателей, третьи — порядок ее представления и т.п.

Целью аудита является проверка выполнения аудируемым лицом требований законодательных и нормативных актов, без соблюдения которых не представляется возможным оценить достоверность бухгалтерской отчетности организации.

Аудит отчетности начинается с проверки соответствия методики составления и формирования показателей всех форм отчетности аудируемого лица требованиям законодательных и других нормативных документов.

Источниками информации при проверке бухгалтерской отчетности выступают:

  • законодательные и другие нормативные документы, регулирующие вопросы формирования показателей бухгалтерской отчетности;
  • все формы отчетности страховых организаций, предусмотренные приказом от 08.12.03 № 113н (в ред. приказа Минфина России от 09.04.07 № 32н);
  • приказ «Об учетной политике организаций»;
  • Главная книга;
  • регистры синтетического и аналитического учета;
  • формы промежуточной отчетности;
  • налоговые декларации и регистры налогового учета.

Для получения достаточной уверенности в том, что проверяемая отчетность составлена в соответствии с действующими нормативными актами, аудитор обязан установить и то, что свои финансово-хозяйственные операции организация проводила в соответствии с российским законодательством. Кроме того, в целях формирования профессионального суждения в части проверяемой отчетности необходимо проверить:

  • состав и содержание всех форм бухгалтерской отчетности;
  • взаимоувязку соответствующих показателей различных форм отчетности;
  • правильность оценки статей баланса; достоверность показателей отчетности;
  • правильность формирования консолидированной отчетности (при наличии аффилированных лиц у организации);
  • полноту раскрытия в отчетности всех существенных показателей организации за проверяемый период и др.

Факты несоответствия требованиям нормативно-правовых актов аудитор должен учесть при составлении аудиторского заключения следующим образом:

  • если выявленные факты были несущественными и персонал учетно-финансовой службы аудируемого лица исправил все отмеченные несущественные ошибки и внес необходимые коррективы в отчетность, то аудитор вправе выразить безоговорочно положительное мнение;
  • если, по мнению аудитора, выявленные факты несоответствия требованиям действующего законодательства существенно повлияли на достоверность бухгалтерской отчетности, то аудитор должен потребовать учесть все изменения и модифицировать аудиторское заключение, выразив мнение о достоверности отчетности с оговоркой, либо отрицательное мнение;
  • если аудитор не смог установить факты нарушения нормативных документов из-за ограничений со стороны руководства и персонала учетно-финансовой службы аудируемого лица, то он может отказаться от выражения мнения.

Примерами типичных нарушений требований действующего законодательства и нормативных актов можно назвать следующие:

  • использование методов учета, не предусмотренных учетной политикой;
  • несоответствие отдельных положений учетной политики организации действующему законодательству и нормативным актам;
  • несоответствие данных вступительного и заключительного балансов за период, предшествующий отчетному;
  • оценка балансовых статей проводилась с нарушением требований законодательства;
  • нераскрытое либо неполное раскрытие информации об аффилированных лицах в отчетности акционерных обществ;
  • отклонения от требований законодательства и нормативных документов, регламентирующих организацию и ведение бухгалтерского учета и др.