Состав аудируемой отчетности страховщика

Целью аудита бухгалтерской отчетности страховой организации является формирование и выражение мнения о достоверности этой отчетности.

Состав бухгалтерской отчетности организации, в том числе и страховой, определен Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (п. 2, ст. 13), ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п. 5) и приказом Минфина России от 08.12.03 № 113н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» (в ред. приказов Минфина России от 14.01.05 № 2н, от 07.05.06 № 75н, от 13.11.06 №145н, 09.04.07 № 32н).

В соответствии с приказом № 113н в состав бухгалтерской отчетности страховых организаций включены следующие формы:

  • бухгалтерский баланс страховой организации (ф. № 1-страховщик);
  • отчет о прибылях и убытках страховой организации (ф. № 2-страховщик);
  • отчет об изменениях капитала страховой организации (ф. № 3-страховщик);
  • отчет о движении денежных средств страховой организации (ф. № 4-страховщик);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу страховой организации (ф. № 5-страховщик).

Для формирования профессионального мнения относительно достоверности отчетности экономического субъекта аудитор должен после проверки отчетности на соответствие российским законодательным и нормативным актам:

  • проверить состав и содержание форм финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • уточнить и проанализировать увязку основных ее показателей;
  • проверить правильность оценки статей отчетности;
  • подтвердить полноту раскрытия существенных показателей отчетности;
  • проверить правильность формирования сводной (консолидированной) отчетности (если такая отчетность имеется).

Приступая к проверке, аудитор должен знать, что согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» организация вправе разрабатывать самостоятельно свои формы отчетности, но целесообразно все-таки применять типовые формы, утвержденные Минфином России (приказ Минфина России от 22.06.03 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).

Наличие в отчетности отдельных организаций дополнительных форм и показателей по сравнению с типовыми формами отчетности аудитор не должен квалифицировать как отступление от правил нормативных документов, потому что отдельные организации, в том числе и страховые, согласно действующему законодательству обязаны составлять дополнительные формы отчетности, отражающие специфику их деятельности, и обеспечить раскрытие всех существенных аспектов своей деятельности в отчетном периоде.

Согласно приказу Минфина России (ред. от 14.01.05 № 2н) страховая организация составляет и представляет в порядке страхового надзора в Федеральную службу страхового надзора и ее территориальные органы следующие формы:

  • отчет о платежеспособности страховой организации (ф. № 6-страховщик);
  • отчет о размещении страховых резервов (ф. № 7-страховщик);
  • отчет о размещении страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию (ф. № 7а-страховщик);
  • отчет о страховых резервах по страхованию иному, чем страхование жизни (ф. № 8-страховщик);
  • отчет об использовании средств резервов предупредительных мероприятий (ф. № 9-страховщик);
  • отчет об операциях перестрахования (ф. № 10-страховщик);
  • информация по операционному сегменту (ф. № 1 -страховщик);
  • информация о дочерних и зависимых обществах страховой организации (ф. № 12-страховщик);
  • информация о филиалах и представительствах страховой организации (ф. № 13-страховщик);
  • отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховой организации (ф. № 14-страховщик).

Аудитор при аудите отчетности руководствуется инструкциями по составлению соответствующих форм отчетности, данными инвентаризации и другими документами. Инструкции позволяют уточнить взаимосвязь показателей соответствующих форм отчетности и особенности их заполнения. Необходимо также проверить данные инвентаризации основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, денежных и валютных средств, расчетов и др.

Каждая статья баланса должна быть подтверждена результатами инвентаризации. Все расхождения данных бухгалтерского учета с результатами инвентаризации должны быть исправлены и надлежащим образом отражены в соответствующих документах и регистрах бухгалтерского учета до представления отчета. Суммы остатков по статьям баланса по расчетам с финансовыми и налоговыми органами должны быть сверены и согласованы с ними. Целесообразно уточнить соответствие данных баланса по всем статьям суммам остатков по счетам Главной книги.

Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудитор должен установить:

  • как соблюдались при ее составлении основные положения ПБУ 4/99;
  • бухгалтерского баланса, в который должны включаться числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин (остатков на регулирующих счетах 02, 05), раскрываемые в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

В финансовой (бухгалтерской) отчетности:

  • не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими нормативными документами;
  • оценка имущества и обязательств должна проводиться путем суммирования производственных расходов в рублях;
  • методика формирования показателей отчетности должна соответствовать нормативным документам, а при отступлении от них данный факт должен быть раскрыт в Пояснительной записке с указанием причин;
  • исправления в бухгалтерскую отчетность за прошлый год (после ее утверждения) не вносятся, они осуществляются в отчетности отчетного периода, в котором были обнаружены искажения ее данных;
  • бухгалтерская отчетность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером организации.