Аудит страховых резервов страховщика

Наиболее сложными вопросами аудиторской проверки деятельности страховых организаций считаются вопросы аудита страховых резервов, поэтому при планировании и в процессе проведения аудита им придают особое внимание. Целью аудита страховых резервов является формирование мнения аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в части счетов 95 «Страховые резервы» и 99 «Прибыли и убытки».

Задачей аудита страховых резервов является проверка:

  • соблюдения правил формирования страховых резервов;
  • правильности формирования страховых резервов по видам страхования и по видам резервов;
  • правильности и полноты отражения страховых резервов в бухгалтерском учете;
  • законности и обоснованности использования страховых резервов.

В соответствии с этим аудитор составляет программу аудиторской проверки формирования и использования страховых резервов.

При разработке программы следует руководствоваться Методическими рекомендациями по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов, утвержденными Минфином России от 23.04.04 и одобренными Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол № 25 от 22.04.04).

Согласно названным методическим рекомендациям программа аудиторской проверки страховых резервов должна включать следующие основные проверки обоснованности формирования резерва:

В программу могут быть включены и другие разделы, например проверка формирования стабилизационного резерва по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Это зависит от видов страхования, проводимых страховщиком; видов страховых резервов, создаваемых в соответствии с действующими нормативными документами.

Программа проверки обоснованности формирования страховых резервов приведена в табл. 4.10.

Таблица 4.10. Программа проверки обоснованности
формирования страховых резервов.

п/п

Перечень вопросов, подлежащих проверке

Источники получения доказательств

1

Наличие у страховщика доку­ментов, на основе которых фор­мируются резервы

Лицензия на право проведения страховой деятельности; Поло­жение о формировании страхо­вых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни; Положение о формировании страховых резервов по страхова­нию жизни; учетная политика организации

2

Применение страховщиком ме­тодов формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, отлич­ных от методов, установленных правилами формирования стра­ховых резервов

Положение о формировании страховых резервов по страхова­нию иному, чем страхование жизни; журнал учета договоров страхования; журнал учета дого­воров, принятых в перестрахова­ние

3

Изменение страховщиком мето­дов формирования страховых ре­зервов по страхованию жизни

Положение о формировании страховых резервов по страхова­нию жизни

4

Последовательность применения выбранного метода расчета стра­ховых резервов в течение отчет­ного периода

Положение о формировании страховых резервов по страхова­нию иному, чем страхование жизни; Положение о формиро­вании страховых резервов по страхованию жизни; учетная по­литика организации

Проверка обоснованности формирования резервов в первую очередь должна подтвердить достаточность средств страховщика для погашения обязательств перед страхователями и в то же время избежать их завышения и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Страховая компания формирует страховые резервы на основе Положения о формировании страховых резервов с учетом видов страхования, определенных лицензией на право проведения страховой деятельности. Положение о формировании страховых резервов (далее - Положение) утверждается приказом или распоряжением руководителя организации.

Положение должно согласовываться с Департаментом страхового надзора Минфина России не позднее чем за 90 дней до начала следующего года. Применение согласованного Положения возможно только с отчетного года, следующего за годом согласования. При внесении изменений в Положение организация обычно представляет в Департамент страхового надзора новую редакцию Положения о формировании страховых резервов.

Если состав страховых резервов и методы, используемые для расчета страховых резервов, отличны от состава страховых резервов и методов, описанных в Приказе №51н «Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни», то Положение подлежит согласованию с Департаментом страхового надзора.

При аудите операций по формированию страховых резервов следует принимать во внимание положения Федерального правила (стандарта) № 21 «Особенности аудита оценочных значений». Аудитору нужно проверить в данном случае журнал учета заключенных договоров страхования (сострахования) и журнал учета договоров, принятых в перестрахование, так как расчет страховых резервов осуществляется на основе информации, содержащейся в этих журналах.

Если страховая организация вносит изменения в Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни, то оно обязательно подлежит согласованию с Департаментом страхового надзора Минфина России.

При расчете страховых резервов необходимо соблюдать последовательность выбранного метода расчета страховых резервов. Аудитору нужно помнить, что в течение года не допускается переходить с одних методов расчета страховых резервов на другие, например со статистического метода на экспертный метод оценки и др.