Понятие коммерческой и страховой тайны

Для ограничения доступа к информации организационно-страховой системы используют понятие служебной и коммерческой тайны, конфиденциальность.

Статья 139 ГК РФ гласит: «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности».

Конфиденциальность отличается от тайны величиной возникающего в результате разглашения информации ущерба и соответственно характером ответственности за последствия ее разглашения.

Конфиденциальная информация — сведения о перспективе развития страховой компании, ее клиентуре. Не подлежат огласке номера домашних телефонов и адреса руководства СК, информация о конфликтных ситуациях в коллективе и др.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, целесообразно разделять по уровням и направлениям деятельности СК. Деление по уровням связано с иерархической структурой управления СК; по направлениям — с областями деятельности профессионального страховщика.

Отнесение конкретных сведений к секретным не должно противоречить постановлению Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

К этому перечню относятся:

  • учредительные документы и устав;
  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
  • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ;
  • документы о платежеспособности;
  • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, наличии свободных рабочих мест;
  • документы об уплате налогов и обязательных платежей;
  • сведения об участии должностных лиц, государственных предприятий в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Выявление сведений, интересующих конкурентов, можно проводить по следующей группе направлений маркетинговых исследований конкуренции на страховом рынке:

  • выявление действующих и потенциальных клиентов;
  • анализ показателей деятельности, целей и стратегий конкурентов;
  • выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.

Прогноз и поведение конкурентов основываются на учете размера, темпов роста и прибыльности СК конкурентов.

Анализируются формы и методы активизации, уровень управленческой культуры в структурных подразделениях конкурирующих страховщиков.

С учетом полученной информации формируется перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Состав сведений, представляющих коммерческую тайну, должен постоянно отслеживаться специалистом, который готовит предложения по пересмотру этих сведений в связи с истечением срока давности.