Специфика маркетинга в страховании

Маркетинг как управленческая деятельность включает в себя:

  • изучение спроса на конкретный страховой продукт на определенном рынке или его сегменте, требований потребителей к страховому продукту по объемам страховой ответственности, порядку принятия объектов под страховую защиту, тарифам и срокам, порядку и объемам возмещения ущерба по страховым событиям и другим условиям;
  • составление (исходя из комплексного учета рыночного спроса) программы маркетинга но страховому продукту на основе анализа всех необходимых факторов; рассматриваются возможные затраты на создание страхового продукта, обучение персонала и продвижение страхового продукта до страхователя, включая и затраты на рекламу;
  • установление верхнего и нижнего пределов тарифной ставки, расчетной рентабельности;
  • разработку на основе программы маркетинга инвестиционной политики страховой компании, расчет полных издержек производства и уровня рентабельности страховой компании в целом;
  • определение конечного результата хозяйственной деятельности страховой компании: валовых доходов и чистой прибыли .

Важная особенность маркетинга как управленческой деятельности в том, что он предлагает принятие решений на базе многовариантных экономических расчетов с использованием компьютерной техники и ориентирован на создание организационных, экономических и юридических условий для эффективного функционирования и развития страховой организации в целом.

  • о целесообразности разработки нового страхового продукта, ориентированного на конкретный рынок или потребителя с учетом их требований и потребностей в страховании;
  • о подборе и обучении кадров для продвижения страхового продукта до потребителя;
  • о наглядной рекламе и рекламе через средства массовой информации о новых видах страхования, их качественных преимуществах;
  • об информировании администраций (органов власти) о новых страховых продуктах, необходимости их использования предприятиями, организациями всех форм собственности или гражданами (в зависимости от вида и назначения страхового продукта) с целью использования органов власти в качестве пропаганды этого страхового продукта.

Маркетинг включает в себя реализацию сбытовой политики, предполагающую определение порядка, систем и методов продвижения страхового продукта до потребителя, исчисления возможных затрат на рекламу, подготовку агентов и др. Организация продвижения страхового продукта до страхователя относится к оперативно-хозяйственной деятельности страховой компании и обеспечивает, как и все функции управления, повышение эффективности работы компании в целом.

Организационные структуры, осуществляющие маркетинговую деятельность в страховых организациях, существенно отличаются и зависят от величины организации. Чем крупнее страховая организация, тем более насыщен специалистами отдел или управление маркетинга, тем шире круг решаемых ими вопросов, тем результативнее экономическая деятельность компании. В большинстве страховых компаний требования к важнейшим подразделениям формирует служба, отвечающая за маркетинг.

Главное в маркетинговой деятельности — разработка программ. В рамках маркетинговых программ отражается оптимальный вариант сочетания в производстве следующих направлений:

  • разработка принципиально новых видов страховых услуг, обеспечивающих новые технологии, социально-экономические изменения в обществе и другие факторы;
  • модификация действующих правил страхования, приведение их в соответствие с меняющимися социально-экономическими условиями;
  • усовершенствование действующих правил;
  • внедрение новых видов страховых услуг по приобретенным лицензиям.

В условиях активного освоения страхового рынка возрастающим числом страховых компаний, их филиалами и представительствами с достаточно широким перечнем страховых услуг, роста конкуренции важно развивать инициативу работников страховой компании, получать от них предложения но новым видам услуг, по изменению подходов в организации продвижения страхового продукта, по изменениям самой организационной структуры страховой организации применительно к складывающимся обстоятельствам. В этих вопросах одно из ведущих мест занимают службы маркетинга.

Проведя анализ запросов страхового рынка, востребованность залицензированных страховой компанией видов страховых услуг, объемы поступивших страховых платежей по каждому виду страхования, принимается решение, на какие виды страхования необходимо обратить больше внимания, пересмотреть организацию их продаж, пересмотреть тарифы, от каких видов страховых услуг отказаться или временно приостановить их предложение страхователям и по каким видам страхования приступить к разработке правил или их приобретению.

Главное назначение маркетинга — изучать тенденции и возможности развития потребностей страхователя и оказывать определяющее влияние на формирование этих потребностей, конкретного рыночного спроса.