Структура управления маркетинговой деятельностью страховой компании

В крупных страховых компаниях холдингового типа, имеющих децентрализованную структуру управления, аппарат, осуществляющий маркетинговую деятельность, обычно включает отдел маркетинга в производственных подразделениях (филиалах) и центральную службу маркетинга как функциональное подразделение фирмы. Отделы и секторы филиальной сети занимаются изучением регионального страхового рынка; следят за конъюнктурными изменениями рынка; осуществляют надзор за действиями конкурентов па страховом рынке, перенимая положительный опыт, или разрабатывают методы конкурентной борьбы; следят за прибылью филиала.

В зависимости от степени подчиненности филиальной сети головной страховой компании полученные материалы маркетингового исследования с предложениями передают в головную организацию либо (если это холдинговая система) сами разрабатывают и лицензируют новый страховой продукт, совершенствуют организационную структуру применительно к местным условиям деятельности.

Центральная служба маркетинга разрабатывает цели и стратегию страховой организации на основе программы маркетинга по каждому страховому продукту, полученному от филиальной сети.

Решения по наиболее важным вопросам маркетинговой деятельности принимаются высшим звеном управления — советом директоров или правлением при участии соответствующих комитетов: разработки политики, новых видов страховых услуг, планового и др.

В небольших страховых компаниях, преимущественно созданных в административных районах (область, город), имеющих централизованную структуру управления, аппарат, осуществляющий маркетинговую деятельность, обычно ограничиваются службой маркетинга. Она координирует деятельность самостоятельно выделенных отделов по изучению страхового рынка, рекламы, планирования и др. Как правило, такая служба возглавляется вице-президентом компании или отраслевым директором (управляющим), в функциональные обязанности которого входит маркетинг. В сферу его деятельности входят вопросы:

  • разработки программ маркетинга;
  • исследования страхового рынка;
  • разработки новых видов продукции и товарных знаков;
  • актуарных расчетов тарифных ставок;
  • рекламы;
  • организации продаж страховых услуг;
  • общего руководства маркетинговой деятельностью.