Кадры и кадровая политика страховой компании

Кадры, профессионализм работников в каждом структурном подразделении, оптимальный штат коллектива, обеспечивающий эффективную деятельность, — главное, что позволит страховой организации успешно осваивать и работать на страховом рынке, выдерживая конкуренцию, добиваясь желаемых результатов.

Главная задача страховой организации — подбор квалифицированных специалистов, соответствующих профилю их деятельности, создание имиджа страховой организации. Здесь определенное место отводится службе по работе с персоналом. Ее задачи: исследование и анализ ситуации на рынке труда; поиск и подбор персонала; формирование кадрового резерва; оптимизация организации; построение и совершенствование оплаты труда сотрудников; оценка эффективности оплаты труда; создание нормального психологического климата в коллективе.

Человеческий фактор во многом обеспечивает успех деятельности страховой компании. От того, как будет подобран персонал, как проводится работа с кадрами по их обучению, воспитанию, сохранению и использованию для достижения поставленных задач, зависит конечный результат.

Создание команды единомышленников на первых порах работы страховой компании во многом обеспечивает успех дела. Могут изменяться и совершенствоваться страховые продукты, направления деятельности страховщиков, но команда квалифицированных специалистов сможет провести любые маневры в неустойчивом экономическом пространстве.

На этапе первоначальной организации страховой компании для правильного подбора квалифицированных специалистов необходимо осуществить:

  • анализ трудовых операций;
  • подготовить должностные инструкции;
  • подготовить квалификационные требования.

При проведении анализа надо ответить на вопросы:

  • в чем смысл работы того или иного специалиста;
  • какие цели должны быть достигнуты теми, кто выполняет работу.

На основании анализа составляется должностная инструкция, доступная и реально используемая должностным лицом, для которого она создана.

Высокий уровень требований, предъявляемых к менеджерам страховой компании, заставляет подходить к отбору управленческих кадров очень внимательно. Допущенная при отборе менеджеров ошибка может болезненно отразиться на результатах работы страховщиков.

Вновь назначенный менеджер должен внимательно отнестись к коллективу и по возможности минимально производить замену специалистов. При назначении специалистов на должности желательно избегать приставки И.О. (исполняющий обязанности) или действовать она должна не более двух месяцев. Исполнение обязанностей не дает в полной мере раскрыть потенциальные возможности назначенного специалиста, сдерживает его инициативу как временщика.

Наиболее эффективна расстановка кадров, когда менеджер нижнего звена работает на одном и том же месте не менее 2-3 лет, а руководитель высшего ранга — 5-6 лет.

Смена менеджера производится, если:

  • он не справился с работой;
  • показал себя на выполняемой работе хорошо и его продвигают на более ответственную должность.

Деятельность любого специалиста, особенно менеджера, зависит от средств, обеспечивающих его деятельность.

Функции — обязанности и ответственность. Средства — права и власть. Сбалансированность их — залог успеха.

Функции и средства, обсепечивающие деятельность специалиста.

Требования левой стороны на рисунке должны обеспечиваться возможностями правой. Должностная инструкция ясно очерчивает функции, средства, обязанности, права, ответственность и власть.

Эффективность управления страховой компанией зависит от:

  • распределения прав и ответственности между работниками страховой компании;
  • соблюдения норм управляемости.

Распределение прав и обязанностей должно производиться по вертикали сверху вниз. Количество уровней должно быть оптимальным для обеспечения оперативного и качественного решения поставленных задач.

Традиционные концепции менеджмента отстаивают невысокую норму управляемости — 5-6 подчиненных.

Эффективным считается менеджер страховой компании, способный определить и понять тип руководства, наиболее полно отвечающий политике страховой компании, ее общим задачам, традиционному стилю и ценностям, масштабу, структуре, методам работы.

Современные менеджеры должны:

  • иметь стратегическое мышление, т.е. обладать стратегическим видением, разрабатывать направление действий и доводить их до понимания коллег, предчувствовать на основании «слабых сигналов» будущие тенденции, разрабатывать ориентированные на будущее альтернативы и дополнять их;
  • приобрести предпринимательский стиль поведения: ориентация на клиентуру и рынок, готовность к риску, всеобъемлющая ориентация на качество услуг;
  • быть способными к инициированию и сопровождению процессов развития; восприимчивыми к сигналам об изменениях и готовыми к различного рода изменениям, способными убеждать и направлять ход дискуссий; иметь коммуникативный стиль управления;
  • формировать культуру страховой компании и ее подразделений. Имеется в виду: утверждение ценностей и легитимность действий, разрешение конфликтов и разногласий, управление с ориентацией на систему ценностей;
  • обладать мышлением, ориентированным на политику страховой компании и общества: понимание взаимосвязей между страховой компанией и внешней средой и умение их использовать, учет общественно-политических аспектов и других сведений о внешней среде в качестве переменных при принятии управленческих решений, восприятие диалога с общественными силами как одной из важных задач.

Эффективный лидер должен быть:

  • доступен любому работнику при обсуждении любых проблем, придерживаться неизменно доброжелательного тона;
  • лично знаком с большей частью работников и глубоко вовлечен в процесс управления персоналом;
  • противником кабинетного стиля управления, предпочитая появляться среди рядовых работников и обсуждать на месте проблемы, уметь слушать и слышать.

Формируя команду единомышленников в страховой компании, необходимо подходить к людям не только по критериям личной преданности или личной известности кандидата в широких общественных кругах.

Наиболее целесообразные принципы консолидации коллектива:

  • наличие цели, способной консолидировать коллектив;
  • готовность лидера брать на себя ответственность за свои действия и их последствия, а также за действия своих подчиненных;
  • готовность формальных и неформальных лидеров подчинить свои интересы реализации общих задач по достижению целей коллектива;
  • подбор кадров страховой компании только по профессиональному признаку. Только профессионалы могут успешно управлять страховой компанией в динамичных условиях страхового рынка.