Кадры, профессионализм работников в каждом структурном подразделении, оптимальный штат коллектива, обеспечивающий эффективную деятельность, — главное, что позволит страховой организации успешно осваивать и работать на страховом рынке, выдерживая конкуренцию, добиваясь желаемых результатов.
Главная задача страховой организации — подбор квалифицированных специалистов, соответствующих профилю их деятельности, создание имиджа страховой организации. Здесь определенное место отводится службе по работе с персоналом. Ее задачи: исследование и анализ ситуации на рынке труда; поиск и подбор персонала; формирование кадрового резерва; оптимизация организации; построение и совершенствование оплаты труда сотрудников; оценка эффективности оплаты труда; создание нормального психологического климата в коллективе.
Человеческий фактор во многом обеспечивает успех деятельности страховой компании. От того, как будет подобран персонал, как проводится работа с кадрами по их обучению, воспитанию, сохранению и использованию для достижения поставленных задач, зависит конечный результат.
Создание команды единомышленников на первых порах работы страховой компании во многом обеспечивает успех дела. Могут изменяться и совершенствоваться страховые продукты, направления деятельности страховщиков, но команда квалифицированных специалистов сможет провести любые маневры в неустойчивом экономическом пространстве.
На этапе первоначальной организации страховой компании для правильного подбора квалифицированных специалистов необходимо осуществить:
При проведении анализа надо ответить на вопросы:
На основании анализа составляется должностная инструкция, доступная и реально используемая должностным лицом, для которого она создана.
Высокий уровень требований, предъявляемых к менеджерам страховой компании, заставляет подходить к отбору управленческих кадров очень внимательно. Допущенная при отборе менеджеров ошибка может болезненно отразиться на результатах работы страховщиков.
Вновь назначенный менеджер должен внимательно отнестись к коллективу и по возможности минимально производить замену специалистов. При назначении специалистов на должности желательно избегать приставки И.О. (исполняющий обязанности) или действовать она должна не более двух месяцев. Исполнение обязанностей не дает в полной мере раскрыть потенциальные возможности назначенного специалиста, сдерживает его инициативу как временщика.
Наиболее эффективна расстановка кадров, когда менеджер нижнего звена работает на одном и том же месте не менее 2-3 лет, а руководитель высшего ранга — 5-6 лет.
Смена менеджера производится, если:
Деятельность любого специалиста, особенно менеджера, зависит от средств, обеспечивающих его деятельность.
Функции — обязанности и ответственность. Средства — права и власть. Сбалансированность их — залог успеха.
Требования левой стороны на рисунке должны обеспечиваться возможностями правой. Должностная инструкция ясно очерчивает функции, средства, обязанности, права, ответственность и власть.
Эффективность управления страховой компанией зависит от:
Распределение прав и обязанностей должно производиться по вертикали сверху вниз. Количество уровней должно быть оптимальным для обеспечения оперативного и качественного решения поставленных задач.
Традиционные концепции менеджмента отстаивают невысокую норму управляемости — 5-6 подчиненных.
Эффективным считается менеджер страховой компании, способный определить и понять тип руководства, наиболее полно отвечающий политике страховой компании, ее общим задачам, традиционному стилю и ценностям, масштабу, структуре, методам работы.
Современные менеджеры должны:
Эффективный лидер должен быть:
Формируя команду единомышленников в страховой компании, необходимо подходить к людям не только по критериям личной преданности или личной известности кандидата в широких общественных кругах.
Наиболее целесообразные принципы консолидации коллектива: