Организация работы правления страховой компании
Правление страховой компании — коллегиальный орган, назначаемый непосредственно руководством страховой организации. Из числа членов правления выбираются председатель и его заместители. Решения правления принимаются в форме постановлений или распоряжений путем общего голосования. При равном разделении голосов голос председателя имеет решающее значение.
Правление страхового общества имеет широкие полномочия, однако является исполнительным органом o6niero собрания акционеров, подотчетен и контролируется общим собранием.
Контроль деятельности правления осуществляет наблюдательный совет, избираемый общим собранием. Численный состав совета и его полномочия определяются уставом страхового общества.
В крупных страховых организациях, как правило, часть полномочий правление передает главному менеджеру, оставляя за собой общее руководство и направление деятельности страховой компании, выработку решений по наиболее крупным стратегическим вопросам.
Практическая сторона деятельности с каждодневным решением стоящих перед страховой компанией вопросов сосредоточена в руках главного менеджера и ближайших его подчиненных.
В компетенцию главного менеджера входят:
- подбор и расстановка кадров;
- прием и увольнение работников;
- распределение функциональных обязанностей между работниками;
- ведение текущей переписки с ведомствами, учреждениями, организациями, гражданами;
- оперативное руководство и контроль за деятельностью подразделений страховой компании.
В крупных страховых компаниях свои права главный менеджер распределяет между заместителями по основным направлениям деятельности, оставляя за собой наиболее ответственные обязанности, требующие активного, а порой и оперативного решения.
Среди них:
- расширение круга деятельности страховой компании;
- повышение рентабельности страховой компании;
- поддержание личных контактов с клиентурой страховой компании;
- установление окончательных размеров премий по индивидуальным страховым рискам;
- отслеживание конъюнктуры страхового рынка и работы на нем своих конкурентов;
- привлечение наиболее интересных клиентов.
В деятельности аппарата управления страховой компании просматриваются три блока:
- распорядительный;
- исполнительный;
- контрольный.
Однако четкой границы между ними проводить нельзя. В ряде случаев функции тесно взаимодействуют, а порой и переплетаются. Важное место в системе аппарата управления страховой организации занимает секретариат. Он помогает совету директоров в общем ведении дел, в наблюдении за персоналом, ведет переговоры по вопросам, не входящим в функциональные обязанности отделов страховой компании; следит за судебными делами; ведет переписку и протоколы собраний.
Личный состав страховой компании по характеру деятельности подразделяется на:
- членов правления;
- сотрудников правления (главный менеджер, заместители главного менеджера);
- начальников отделов;
- прочих служащих страховой компании.
В зарубежной практике каждый член правления должен иметь определенное количество акций своей страховой компании. Члены правления должны:
- пользоваться общественным доверием и уважением;
- знать страховое дело, не заниматься торговой деятельностью;
- быть честными и правдивыми;
- иметь связи в предпринимательских и правительственных кругах.
В правлении должны сочетаться молодые и «старые» кадры.
Главный менеджер, назначаемый правлением страховой компании, — центральная фигура аппарата страховой компании. К нему предъявляются следующие требования:
- инициативность;
- решительность;
- твердость и смелость;
- последовательность во всех действиях;
- знание страхового дела;
- осторожность;
- хорошая память.
Организуя работу аппарата, главный менеджер должен добиться слаженности и дисциплинированности во всех его звеньях, мобилизовать коллектив па решение поставленной задачи.
Способность учесть обеспеченность каждой страховой операции и предвидеть общее развитие конъюнктуры — самые необходимые качества верхнего эшелона управления страховой компанией.
Современная страховая компания должна обладать гибким и эластичным аппаратом, иметь постоянный контингент работников, знающих страховое дело и способных к взаимозаменяемости.