Заключительный этап аудиторской проверки страховщика

На заключительном этапе проверки, после проведения всех необходимых процедур, аудитор оценивает выполнение всех пунктов плана и программы проверки. На этом этапе предусматривается проведение следующих мероприятий: систематизация результатов проверки, анализ результатов проверки, подготовка письменной информации и аудиторского заключения.

Систематизация результатов проверки заключается в приведении в определенную последовательность полученных результатов. Ее проводит руководитель группы аудиторов. Как правило, систематизировать данные нужно по проверяемым разделам (учет основных средств, учет материально-производственных запасов, учет денежных средств и т.д.). При систематизации результатов проверки выделяют существенные замечания и ошибки, такие, как нарушение налогового законодательства, отсутствие оправдательных документов, неправильные учетные записи и др.

Анализ результатов проверки проводится на основе полученных данных. Целесообразно анализировать влияние выявленных нарушений на достоверность бухгалтерской отчетности и налогообложение по каждому проверяемому разделу. При анализе результатов проверки оцениваются:

  • влияние выявленных нарушений на достоверность бухгалтерской отчетности;
  • влияние выявленных нарушений на соблюдение налогового законодательства;
  • соответствие ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам и счетам требованиям российского законодательства.

Современная практика аудита, в том числе и аудита страховой деятельности в России, характеризуется следующими обстоятельствами:

  • страховые организации по Закону «Об аудиторской деятельности» подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке на предмет соблюдения ими требований российского законодательства при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности;
  • все более важную роль начинают играть Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и аудита (MCA).

Особенности проведения аудита в страховых компаниях связаны, во-первых, с особенностями их организационно-правовой деятельности и, во-вторых, с особенностями отражения в бухгалтерском учете операций, характеризующих страховую деятельность. В аудиторских документах (прежде всего в заключении и письменной информации) должны быть обязательно отражены вопросы о наличии и соответствии российскому законодательству документов, подтверждающих право организации на осуществление страховой деятельности.

Аудиторы, кроме общих вопросов проведения аудита, должны владеть, как минимум, следующими специальными знаниями: формы проведения страхования; объекты страхования; субъекты страховых правоотношений; долевые и солидарные обязательства; требования законодательства, предъявляемые страховым организациям, и многими другими.

В связи с тем что страховые организации ведут бухгалтерский учет в соответствии с действующим в России законодательством на основе разработанной ими учетной политики и своего рабочего плана счетов, аудиторы должны сделать профессиональные выводы по таким специальным вопросам: правильность применения Плана счетов бухгалтерского учета в страховой организации; правильность отражения в бухгалтерском учете операций по договорам страхования и перестрахования; обоснованность формирования страховых резервов; своевременность и обоснованность страховых премий, выплат и др.

В практике проведения аудита страховой организации имеются весьма значительные особенности, отличающие его от общего аудита. Они связаны в основном со спецификой экономических отношений, возникающих в процессе страхования.

Прежде всего это касается экономических и правовых аспектов страхования, формы проведения страхования, субъектов страховых правоотношений и др. Таким образом, вполне очевидно, что одна из особенностей аудита страховой деятельности связана с организационно-правовыми основами деятельности страховых компаний.

Особенности проведения аудиторских проверок в страховой организации имеют также организация бухгалтерского учета и отражение на счетах, характерных для страховой деятельности операций. Страховые компании ведут бухгалтерский учет в соответствии с действующим в России законодательством на основе разработанной ими учетной политики с приложением рабочего плана счетов, который отличается от единого Плана счетов специфической направленностью, наличием, например, таких счетов, как 22 »Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования»; 95 »Страховые резервы»; 77 «Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию»; 92 «Страховые премии (взносы)» и др.

Кроме вышеназванных вопросов, составляющих особенности деятельности страховых организаций, аудитору необходимо знать вопросы, связанные со страховыми обязательствами, с порядком заключения договоров по обязательному страхованию и перестрахованию, с порядком деятельности страховых посредников, а также принципиальные отличия различных видов договоров страхования.