Аудиторская проверка специфических объектов страховой деятельности

Аудит проводится в определенной логической последовательности. В обобщенном виде принято различать три основных этапа аудиторской проверки: первый - подготовка и планирование аудита; второй - рабочий этап, т.е. проведение аудиторской проверки (выполнение аудиторских процедур и оформление рабочих документов аудитора) и третий - заключительный этап аудиторской проверки (подготовка аудиторского заключения и письменной информации по итогам проведенного аудита).

Основные действия аудитора на каждом этапе аудита прописаны в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, соблюдение которых позволяет в общих чертах судить о качестве проведенной аудиторской проверки. Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторского заключения. Федеральные ПСАД являются обязательными для аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер. В ПСАД определены требования к ходу проверки, к аудиторским заключениям, к доказательствам и т.п.

Унификация методики проведения аудита на базе соответствующих стандартов позволяет контролировать его качество. Уточним содержание понятий «методика» и «технология аудита».

Методика аудита

Методика аудита - система целевых, конкретных и последовательных приемов и способов организации проведения аудиторской проверки. Методика аудиторской проверки предполагает последовательность и основные этапы ее проведения; определение источников получения информации, необходимой для подготовки аудиторского заключения; отбор и последовательность применения аналитических процедур с целью выбора аудиторских доказательств и их отражения в аудиторских документах.

Методику аудиторской проверки подразделяют на методы организации проверок (сплошная, выборочная, целевая, экспертная, комплексная) и методы ее проведения (фактическая, подтверждение, обследование, наблюдение, опрос, аналитические тесты и т.д.).

Технология аудита

Технология аудита - инструментарий, используемый при проведении аудиторской проверки, последовательность проведения аудита с указанием основных аналитических процедур и методов получения аудиторских доказательств, источников информации и методов ее обработки, исполнителей отдельных работ и оформления аудиторских документов.

Существенная часть технологии аудиторских проверок - составление общего плана и программы аудита. При детальной проработке вопросов программы аудиторской проверки технология ее проведения расписывается достаточно подробно. Чаще всего она является ноу-хау аудиторской фирмы и формируется как документ внутрифирменного регулирования аудита, который остается у аудитора.

В программе аудита указываются аудиторские процедуры, состав аудиторских доказательств, информационные данные, а также определяются требования к квалификации специалистов, которые должны проводить проверку конкретных операций; обосновывается аудиторская выборка; рассчитывается трудоемкость работ и необходимая численность работников для выполнения работ в предельные сроки. Важной частью технологии проведения аудита является обоснование состава аудиторских документов, Т.е. формы завершения отдельных этапов проверок, порядка их обсуждения и согласования с целью включения в аудиторские отчеты и в конечном итоге - в аудиторское заключение.

Технология аудита в большей мере связана с использованием аналитических процедур. Чем более широко в аудиторской проверке представлены аналитические процедуры, тем надежнее и полнее состав аудиторских документов. Технология аудиторских проверок, учитывающая специфику проверяемого хозяйствующего субъекта, определяется в виде частных, конкретных методик аудиторских проверок.

Методика аудита приоритетно должна учитывать требования федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, а технология аудита, основываясь на его методике, разрабатывается на основе внутрифирменных аудиторских стандартов, учитывающих подходы конкретной аудиторской организации к особенностям аудируемого лица.

Экспертиза деятельности страховой организации

Основой деятельности страховых организаций является оказание услуг страхователям по защите их рисков. При наличии страховых отношений возникает потребность в страховом аудите. Аудиторская организация (аудитор) — независимое, компетентное лицо, которое проводит экспертизу показателей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика в интересах страхователей.

Деятельность страховой компании ведется в нескольких направлениях, среди которых выделяются:

  • осуществление страховых операций;
  • инвестирование финансовых ресурсов ;
  • осуществление таких прочих операций, как ведение расчетов с бюджетом и другими контрагентами, спонсорство, консультации и т.д.

Страховая деятельность является лицензируемым видом деятельности. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности, перестрахования. В приложении к лицензии указываются виды страхования в соответствии с классификацией по объектам страхования и видам страховых рисков.

Инвестиционная деятельность проводится путем вложения части временно свободных средств резервного страхового фонда в недвижимое имущество, валютные ценности, ценные бумаги, депозиты и др. Порядок размещения страховых резервов регулируется правилами размещения страховщиками страховых резервов. При знакомстве с инвестиционной деятельностью страховщика определяют основные направления вложений, уровень их риска и доходность.

При знакомстве с деятельностью страховой организации аудитор должен оценить целесообразность привлечения дополнительных специалистов в качестве экспертов (актуариев, программистов, юристов, оценщиков и др.). Порядок привлечения к работе экспертов регламентирован Федеральным правилом (стандартом) «Использование работы эксперта в аудите». С целью получения наиболее глубоких знаний о деятельности страховщика аудитор применяет аналитические процедуры, выявляющие существенные отклонения от различного рода базовых показателей.

Проведя предварительную экспертизу деятельности страховщика и выявив отсутствие ограничений на проведение аудита, аудиторская организация предварительно планирует:

  • объем и сроки предстоящей проверки;
  • аудиторскую группу (количество и состав);
  • оценку аудиторского риска и его составляющих;
  • способы получения аудиторских доказательств;
  • виды аналитических процедур;
  • оценку допущения непрерывности деятельности страховщика и др.

Полученную информацию о деятельности страховщика аудитор документирует в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 2 «Документирование аудита».

На этапе подготовки договора согласовываются сроки проведения проверки, стоимость оказываемых услуг, форма и порядок оплаты. Договор следует заключать, руководствуясь Федеральным правилом (стандартом) № 12 «Согласование условий проведения аудита».

Следует обратить внимание на то, что аудит в страховых организациях носит обязательный характер, установленный законодательно. Процедура проведения аудита в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности достаточно ясна: существуют законодательно установленные требования проведения обязательного ежегодного аудита, нормативная база (хотя зачастую и несовершенная) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, действует федеральный закон, регулирующий аудиторскую деятельность в России.

Подготовка общего плана и программы аудита

Основные вопросы проведения аудиторской проверки в страховой компании определяются в общем плане и в программе. Составляя программу аудита страховых организаций, следует выделять наряду с общими основные, специфические проверки:

  • законности деятельности ;
  • договоров страхования и их соответствия правилам страхования и требованиям российского законодательства;
  • правильности операций по учету страховых премий (взносов) и страховых выплат;
  • операций перестрахования ;
  • правильности формирования и отражения в учете страховых резервов ;
  • правильности составления и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой компании.