На данном этапе проверки проводятся аудиторские процедуры, подготавливаются аудиторские доказательства, документы аудита, собираются данные для подготовки письменной информации и аудиторского заключения.
В ходе проверки аудитору нужно собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. Аудиторские доказательства представляют объем информации, полученной аудитором в ходе проверки, достаточный для формулирования объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности клиента. Это документы (их копии) бухгалтерского учета, свидетельства от третьих лиц, письменные показания и др.
Количество информации, необходимой для аудиторских доказательств, жестко не регламентируется. Аудитор на основе своего профессионального опыта и Федерального правила (стандарта) №5 «Аудиторские доказательства» самостоятельно определяет необходимый объем информации, достаточный для выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.
Для сбора аудиторских доказательств применяются различные аудиторские процедуры (методы аудиторской проверки). Аудиторская процедура — это определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на каждом конкретном участке аудита.
К числу основных методов (процедур) аудиторской проверки относятся фактическая проверка, документальная проверка, подтверждение, наблюдение, опрос, аналитические процедуры, сканирование, обследование, специальная проверка, подготовка альтернативного баланса и др.
Под фактической проверкой понимают осмотр и подсчет аудитором материальных активов (материально-производственных запасов, денежных средств, ценных бумаг, основных средств и т.п.), т.е. инвентаризацию. Этот метод позволяет получить наиболее точную информацию о состоянии имущества и финансовых обязательств экономического субъекта.
Документальная проверка - это проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, т.е. проверка документов и записей. В практике работы аудиторы используют формальную проверку документов (т.е. правильность заполнения реквизитов, наличие неоговоренных исправлений, дописок в тексте, подчисток, подлинность подписей); арифметическую проверку (правильность арифметических подсчетов в документах и регистрах); проверку документов по существу (т.е. законность и целесообразность хозяйственной операции, правильность составления корреспонденции счетов по операции).
Подтверждение, т.е. сверка расчетов (письменный ответ от третьих лиц для подтверждения реальных остатков на счетах учета денежных средств, расчетов, например, по дебиторской и кредиторской задолженности и др. Запросы третьим лицам для подтверждения остатков могут быть подготовлены от имени руководства экономического субъекта; при необходимости — непосредственно от имени аудитора).
Наблюдение - получение общего представления о работе организации-клиента на основе визуального наблюдения.
Опрос - метод получения письменной или устной информации клиента. Опрос может проводиться на всех этапах проверки. Его цель - познакомиться с особенностями работы отдельных подразделений, о составе выполняемых работ и др. Для опроса могут использоваться заранее подготовленные бланки вопросников.
Аналитические процедуры — метод сравнительного анализа индексов, коэффициентов и оценка полученной аудитором информации. Наиболее распространенными являются следующие процедуры:
Сканирование - поэлементный просмотр информации (например, первичных бухгалтерских документов с целью обнаружить нетипичные статьи и операции, отраженные в учете).
Обследование - личное ознакомление с проблемой. Специальная проверка - привлечение специалистов с узкой специализацией (например, специалистов банковского бизнеса).
Подготовка альтернативного баланса - метод используется аудиторами для оценки реальности и полноты отражения всех операций в учете и тем самым позволяет убедиться в достоверности полученных данных.
Полученные в результате проведения аудиторских процедур доказательства нужно обязательно документировать, т.е. отражать их в рабочих документах аудитора. Порядок оформления и хранения рабочих документов аудитора должен осуществляться в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) №2 «Документирование аудита». Документы, подготовленные аудитором в ходе проверки, должны помогать правильно оценивать результаты проверки с целью получения необходимой объективной информации для подготовки аудиторского заключения и других необходимых отчетов.