Наиболее сложными вопросами аудиторской проверки деятельности страховых организаций считаются вопросы аудита страховых резервов, поэтому при планировании и в процессе проведения аудита им придают особое внимание. Целью аудита страховых резервов является формирование мнения аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в части счетов 95 «Страховые резервы» и 99 «Прибыли и убытки».
Задачей аудита страховых резервов является проверка:
В соответствии с этим аудитор составляет программу аудиторской проверки формирования и использования страховых резервов.
При разработке программы следует руководствоваться Методическими рекомендациями по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов, утвержденными Минфином России от 23.04.04 и одобренными Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол № 25 от 22.04.04).
Согласно названным методическим рекомендациям программа аудиторской проверки страховых резервов должна включать следующие основные проверки обоснованности формирования резерва:
В программу могут быть включены и другие разделы, например проверка формирования стабилизационного резерва по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Это зависит от видов страхования, проводимых страховщиком; видов страховых резервов, создаваемых в соответствии с действующими нормативными документами.
Программа проверки обоснованности формирования страховых резервов приведена в табл. 4.10.
Таблица 4.10. Программа проверки обоснованности
формирования страховых резервов.
№ п/п |
Перечень вопросов, подлежащих проверке |
Источники получения доказательств |
1 |
Наличие у страховщика документов, на основе которых формируются резервы |
Лицензия на право проведения страховой деятельности; Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни; Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни; учетная политика организации |
2 |
Применение страховщиком методов формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, отличных от методов, установленных правилами формирования страховых резервов |
Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни; журнал учета договоров страхования; журнал учета договоров, принятых в перестрахование |
3 |
Изменение страховщиком методов формирования страховых резервов по страхованию жизни |
Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни |
4 |
Последовательность применения выбранного метода расчета страховых резервов в течение отчетного периода |
Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни; Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни; учетная политика организации |
Проверка обоснованности формирования резервов в первую очередь должна подтвердить достаточность средств страховщика для погашения обязательств перед страхователями и в то же время избежать их завышения и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Страховая компания формирует страховые резервы на основе Положения о формировании страховых резервов с учетом видов страхования, определенных лицензией на право проведения страховой деятельности. Положение о формировании страховых резервов (далее - Положение) утверждается приказом или распоряжением руководителя организации.
Положение должно согласовываться с Департаментом страхового надзора Минфина России не позднее чем за 90 дней до начала следующего года. Применение согласованного Положения возможно только с отчетного года, следующего за годом согласования. При внесении изменений в Положение организация обычно представляет в Департамент страхового надзора новую редакцию Положения о формировании страховых резервов.
Если состав страховых резервов и методы, используемые для расчета страховых резервов, отличны от состава страховых резервов и методов, описанных в Приказе №51н «Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни», то Положение подлежит согласованию с Департаментом страхового надзора.
При аудите операций по формированию страховых резервов следует принимать во внимание положения Федерального правила (стандарта) № 21 «Особенности аудита оценочных значений». Аудитору нужно проверить в данном случае журнал учета заключенных договоров страхования (сострахования) и журнал учета договоров, принятых в перестрахование, так как расчет страховых резервов осуществляется на основе информации, содержащейся в этих журналах.
Если страховая организация вносит изменения в Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни, то оно обязательно подлежит согласованию с Департаментом страхового надзора Минфина России.
При расчете страховых резервов необходимо соблюдать последовательность выбранного метода расчета страховых резервов. Аудитору нужно помнить, что в течение года не допускается переходить с одних методов расчета страховых резервов на другие, например со статистического метода на экспертный метод оценки и др.