Отдельным вопросом контроля является проверка правильности и обоснованности формирования и использования резерва предупредительных мероприятий (РПМ). В отличие от технических резервов и резервов по страхованию жизни формирование и использование РПМ осуществляются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв предупредительных мероприятий».
Отличие в методике учета связано с тем, что РПМ имеет несколько иную экономическую сущность. Средства его предназначены для предупреждения несчастных случаев, например на противопожарную безопасность, и др.
Обоснованность формирования этого резерва должна подтверждаться сметами и соответствующими расчетами. Средства должны использоваться по договору с организацией, осуществляющей выполнение работ (предупредительных мероприятий), оформленных актами выполненных работ и отчетами.
По резерву предупредительных мероприятий целесообразно проверить:
Резерв предупредительных мероприятий страховые организации создают за счет средств, отчисляемых от страховых платежей. Одной из основных задач аудита страховых резервов является проверка правильности и обоснованности формирования и использования создаваемого фонда предупредительных мероприятий. Ниже представлена примерная программа, в которой сфорулированы вопросы, подлежащие проверке, и источники информации (табл. 4.26).
Таблица 4.26. Программа аудиторской проверки правильности
и обоснованности формирования и использования РПМ.
№ п/п |
Вопросы, подлежащие проверке |
Источники информации |
1 |
Проверка обоснованности формирования РПМ |
Положение о РПМ |
2 |
Проверка целевого использования средств РПМ |
Первичные документы; |
3 |
Проверка правильности отчислений в РПМ |
Договоры страхования; |
4 |
Проверка источника возмещения |
Данные счетов 96,99 и др.; |
5 |
Правильность отражения в бухгалтерском учете |
Отчет (ф. № 2- страховщик); |
Проверку обоснованности формирования и целевого использования РПМ осуществляют на основе Положения о резерве предупредительных мероприятий. При этом следует выявить, согласовано ли это Положение с Департаментом страхового надзора, соблюдает ли страховая компания данное положение, так как в нем определен порядок формирования и использования средств на предупредительные мероприятия.
Проверку правильности отчислений в РПМ проводят на основе договоров страхования в соответствии с процентами, предусмотренными в структуре тарифных ставок по видам страхования. Следует иметь в виду, что резерв предупредительных мероприятий имеет иное назначение, чем другие страховые резервы, что отчисления в РПМ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Проверяя правильность отражения в бухгалтерском учете формирования и использования РПМ, аудитору нужно учесть, что суммы отчислений от страховых премий (взносов) на предупредительные мероприятия отражаются бухгалтерской записью: дебет счета 99 «Прибыли и убытки», кредит счета 96, субсчет «Резерв предупредительных мероприятий». Использование средств отражается по дебету счета 96 «Резерв предупредительных мероприятий» в корреспонденции со счетами по учету расчетов.
При этом важно помнить, что страховая организация может и сама выполнять работы, связанные с предупреждением страхового случая. Тогда расходование средств РПМ должно подтверждаться производственными заданиями, нарядами на выполненные работы, актами на списание материалов и другими соответствующими первичными документами.