В российской аудиторской практике при проверке соответствия бухгалтерской отчетности организации требованиям российского законодательства применяется Федеральное правило (стандарт) №14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита». Данный стандарт устанавливает единые требования в отношении обязанности аудитора учитывать соблюдение нормативных правовых актов России аудируемым лицом в ходе аудита бухгалтерской отчетности. Степень влияния законодательных и нормативных актов на бухгалтерскую отчетность организации бывает различная. Одни нормативные акты определяют форму отчетности, другие — порядок формирования ее показателей, третьи — порядок ее представления и т.п.
Целью аудита является проверка выполнения аудируемым лицом требований законодательных и нормативных актов, без соблюдения которых не представляется возможным оценить достоверность бухгалтерской отчетности организации.
Аудит отчетности начинается с проверки соответствия методики составления и формирования показателей всех форм отчетности аудируемого лица требованиям законодательных и других нормативных документов.
Источниками информации при проверке бухгалтерской отчетности выступают:
Для получения достаточной уверенности в том, что проверяемая отчетность составлена в соответствии с действующими нормативными актами, аудитор обязан установить и то, что свои финансово-хозяйственные операции организация проводила в соответствии с российским законодательством. Кроме того, в целях формирования профессионального суждения в части проверяемой отчетности необходимо проверить:
Факты несоответствия требованиям нормативно-правовых актов аудитор должен учесть при составлении аудиторского заключения следующим образом:
Примерами типичных нарушений требований действующего законодательства и нормативных актов можно назвать следующие: