Целью аудита бухгалтерской отчетности страховой организации является формирование и выражение мнения о достоверности этой отчетности.
Состав бухгалтерской отчетности организации, в том числе и страховой, определен Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (п. 2, ст. 13), ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п. 5) и приказом Минфина России от 08.12.03 № 113н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» (в ред. приказов Минфина России от 14.01.05 № 2н, от 07.05.06 № 75н, от 13.11.06 №145н, 09.04.07 № 32н).
В соответствии с приказом № 113н в состав бухгалтерской отчетности страховых организаций включены следующие формы:
Для формирования профессионального мнения относительно достоверности отчетности экономического субъекта аудитор должен после проверки отчетности на соответствие российским законодательным и нормативным актам:
Приступая к проверке, аудитор должен знать, что согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» организация вправе разрабатывать самостоятельно свои формы отчетности, но целесообразно все-таки применять типовые формы, утвержденные Минфином России (приказ Минфина России от 22.06.03 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).
Наличие в отчетности отдельных организаций дополнительных форм и показателей по сравнению с типовыми формами отчетности аудитор не должен квалифицировать как отступление от правил нормативных документов, потому что отдельные организации, в том числе и страховые, согласно действующему законодательству обязаны составлять дополнительные формы отчетности, отражающие специфику их деятельности, и обеспечить раскрытие всех существенных аспектов своей деятельности в отчетном периоде.
Согласно приказу Минфина России (ред. от 14.01.05 № 2н) страховая организация составляет и представляет в порядке страхового надзора в Федеральную службу страхового надзора и ее территориальные органы следующие формы:
Аудитор при аудите отчетности руководствуется инструкциями по составлению соответствующих форм отчетности, данными инвентаризации и другими документами. Инструкции позволяют уточнить взаимосвязь показателей соответствующих форм отчетности и особенности их заполнения. Необходимо также проверить данные инвентаризации основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, денежных и валютных средств, расчетов и др.
Каждая статья баланса должна быть подтверждена результатами инвентаризации. Все расхождения данных бухгалтерского учета с результатами инвентаризации должны быть исправлены и надлежащим образом отражены в соответствующих документах и регистрах бухгалтерского учета до представления отчета. Суммы остатков по статьям баланса по расчетам с финансовыми и налоговыми органами должны быть сверены и согласованы с ними. Целесообразно уточнить соответствие данных баланса по всем статьям суммам остатков по счетам Главной книги.
Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудитор должен установить:
В финансовой (бухгалтерской) отчетности: