Для ограничения доступа к информации организационно-страховой системы используют понятие служебной и коммерческой тайны, конфиденциальность.
Статья 139 ГК РФ гласит: «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности».
Конфиденциальность отличается от тайны величиной возникающего в результате разглашения информации ущерба и соответственно характером ответственности за последствия ее разглашения.
Конфиденциальная информация — сведения о перспективе развития страховой компании, ее клиентуре. Не подлежат огласке номера домашних телефонов и адреса руководства СК, информация о конфликтных ситуациях в коллективе и др.
Сведения, составляющие коммерческую тайну, целесообразно разделять по уровням и направлениям деятельности СК. Деление по уровням связано с иерархической структурой управления СК; по направлениям — с областями деятельности профессионального страховщика.
Отнесение конкретных сведений к секретным не должно противоречить постановлению Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
К этому перечню относятся:
Выявление сведений, интересующих конкурентов, можно проводить по следующей группе направлений маркетинговых исследований конкуренции на страховом рынке:
Прогноз и поведение конкурентов основываются на учете размера, темпов роста и прибыльности СК конкурентов.
Анализируются формы и методы активизации, уровень управленческой культуры в структурных подразделениях конкурирующих страховщиков.
С учетом полученной информации формируется перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Состав сведений, представляющих коммерческую тайну, должен постоянно отслеживаться специалистом, который готовит предложения по пересмотру этих сведений в связи с истечением срока давности.