Главные обязанности агента — заключение новых договоров и возобновление действующих; проведение разъяснительной работы о необходимости и важности страхования как метода экономической защиты и социальной помощи страхователям и застрахованным.
Успешное заключение договоров с потенциальными страхователями — юридическими и физическими лицами в значительной степени зависит от профессиональных качеств страхового агента, его контактности, от умения довести до страхователя преимущества страхования, психологически и экономически правильно оцепить и подобрать нужный для страхователя страховой продукт.
Основная работа агента — найти будущего клиента, суметь выбрать его из обширного объема различных источников информации, постараться больше узнать о финансовых возможностях предполагаемого объекта страхования, характере и увлечениях руководителя предполагаемого объекта. Подготовиться к встрече с ним, выбрать наиболее заманчивые для него и выгодные для страховой компании виды и условия страхования, уметь назначать встречи. При встречах и беседах вести себя па равных, как представитель солидной фирмы. Во время разговора следить за мимикой и выражением лица собеседника, помня, что по глазам можно видеть, понимает и слышит ли тебя собеседник или нет.
Уметь вовремя остановиться (прервать разговор), не перебивать собеседника в разговоре, дать ему высказаться до конца. При беседах возможны вопросы, требующие конкретного ответа. Если ответа нет, следует назначить срок, когда собеседник получит ответ. Выполнение обязательно, ибо это престиж, который с трудом зарабатывается, но быстро теряется.
Престижно для агента при наступлении страхового события сделать все, чтобы клиент и страховая компания остались удовлетворенными.
Качества, которыми должен обладать агент, требуют от него, чтобы он хорошо знал страховое дело, виды страхования, которые он предлагает своим клиентам, обладать высокой контактностью, компетентностью в общении, уметь понять, услышать своего собеседника-партнера. Быть доброжелательным, вежливым, уметь поддерживать беседу и располагать к себе собеседника, в то же время быть высокоподвижным, обладать азартом охотника, иметь некоторый авантюризм, быть энергичным, в меру эмоционально возбудимым, уверенным в себе человеком. Его главное кредо: «хочу» и «могу» убедить клиента и заключу договор.
Хорошим работоспособным агентом становятся со временем. Его надо учить не только профессиональным знаниям, но и умению общаться с клиентами.
Подбор, обучение и умелое управление агентской сетью — достаточно сложный вопрос и его грамотное решение — залог успеха деятельности страховой компании.
Вопрос управления кадрами агентской сети занимает особое место в деятельности страховой организации. Работа с кадрами планируется. Определяется периодичность встреч с агентами, сроки и тематика проведения занятий, разбор успехов и недостатков в работе, обмен опытом работы и ряд других организационных и воспитательных вопросов.
В российской практике в страховом поле наряду со страховыми агентами работают брокеры. В России брокер в страховом деле еще не пользуется столь широкой популярностью, как за рубежом. Российский брокер — в большей степени посредник между страховщиком и страхователем, находит клиента и предлагает ему страховую компанию, в то время как он должен выполнять функции независимого квалифицированного эксперта для страхователя.
При страховом событии брокер выступает консультантом страхователя, содействует в получении страхового возмещения или страхового обеспечения. Брокеры и брокерские службы подлежат обязательной регистрации и лицензированию в органах государственного надзора за страховой деятельностью.
Аквизиционная работа страхового агента, брокера — комплекс мероприятий по пропаганде страховых услуг среди населения и других клиентов с целью заключения новых и возобновления действующих договоров страхования, обеспечения качественного страхового сервиса, формирования престижного имиджа страховщика в глазах широкой общественности.