Успех деятельности страховой компании зависит от правильно выбранной цели, подбора грамотного менеджера и специалистов; от психологического климата, создаваемого в коллективе; от умения менеджера сплотить коллектив, найти подход к каждому члену коллектива, принимать решения, снимающие противоречия в коллективе. Менеджер должен быть не только формальным лидером. Коллектив в нем должен видеть не только руководителя, но и наставника, советчика, друга, способного решить все вопросы, возникшие как в коллективе, так и у отдельных его членов.
Внутренний психологический климат коллектива формируется совокупностью обязательств, в рамках которых происходит деятельность людей. Эти обстоятельства порождают определенные установки членов коллектива, проявляющиеся в их внутреннем отношении к окружающим и содержанию своей работы. Практика показывает: плохое настроение в коллективе, как правило, снижает эффективность его работы примерно в полтора раза.
Психологический климат в коллективе в определенной степени можно корректировать, создавая определенные условия по улучшению его состояния, которое характеризуется степенью удовлетворенности им своей деятельностью и ее результатами. На степень удовлетворенности влияют: характер и содержание деятельности, отношение к ней людей (любовь или нелюбовь); престижность; размеры вознаграждений; перспективы роста; наличие соответствующих возможностей (решение собственных проблем, знакомство с интересными и нужными людьми, возможность бывать в других городах, странах и т.д.); чисто человеческие, дружеские отношения в коллективе.
Чувство удовлетворенности своей работой и коллективом, в котором человек трудится, создает предпочтительные отношения к сплочению коллектива, к его потенциальным возможностям решить поставленные перед ним задачи.
Предпосылки перечисленных выше условий сплоченности коллектива заложены в системе правильного, продуманного подбора и расстановки кадров, умения отобрать из числа претендентов знающих специалистов, способных вписаться в коллектив.
Функции отбора специалистов возложены на кадровые службы страховой компании и руководителей. В воспитании сплоченности коллектива большая роль отводится руководителям структурных подразделений. Здесь важно, чтобы формальный лидер вобрал в себя черты и неформального лидера. Если же в коллективе, помимо формального, есть неформальный лидер, необходимо, чтобы они понимали друг друга и действовали сообща, решая поставленные перед коллективом задачи.