Различные компании по-разному определяют операционный риск (operational risk). Они исходят из свойств той области деятельности, в которой функционирует конкретная организация. Очень часто операционный риск определяется двумя типами рисков: бизнес-риск и эксплуатационный риск (риск, связанный с техническим функционированием производства). Некоторые организации также включают сюда кредитные риски и риски опасности.
Бизнес-риск (business-risk) возникает в результате изменений таких экономических переменных, как спрос на продукт или рыночная конкуренция. Например, производитель джинсов песет бизнес-риск: если спрос на джинсы упадет, производитель получит меньшие доходы. Однако если спрос вырастет, то производитель получит более высокие доходы. Изменения в законодательстве и технологии также могут влиять на масштабы бизнес-риска.
Пример: Бизнес-риск компании Mattel
Рынок игрушек характеризует особенно энергичная конкуренция. Новые игрушки могут быстро потерять спрос, что повлечет за собой потерю доходов производителей. Производители игрушек ищут возможность возместить убытки от бизнес-риска путем покупки маленьких фирм, у которых есть оригинальные идеи или уникальные продукты. Например, в 1999 г. компания Mattel, производитель игрушек, купила компанию Learning Company - лидера на рынке программных продуктов для детей.
Финансовый риск (financial risk) — риск того, что организация будет не в состоянии оплатить свои фиксированные финансовые обязательства: основной долг и проценты по нему. Компания должна, согласно контракту, платить по своим обязательствам независимо от уровня ее доходов. Поэтому уровень финансового риска для компании растет с ростом доли заемных средств в структуре капитала.
Эксплуатационный риск (operating risk) можно определить как риск того, что существующие технические системы дадут сбои или вообще выйдут из строя. Например, сбой компьютеров на автозаводе может привести к отключению системы энергоснабжения, что приведет к снижению продаж и доходов для производителя автомобилей.
Кредитный риск (credit risk) — риск понести убытки в результате неспособности заемщика или контрагента выполнить свои обязательства по контракту. Например, кредитный риск — главный риск по операциям для таких финансовых организаций, как банки. Один из годовых отчетов The Chase Manhattan Corporation содержит следующее утверждение: «Chase по возможности благоразумно берет на себя кредитный риск и старается эффективно им управлять, чтобы получить прибыль для своих акционеров». Страховая компания берет на себя кредитный риск, когда страховая премия уже уплачена страхователем, так как страхователь может оплатить или не оплатить премию в будущем.
Риск опасности (hazard (accidental) risk) — риск понести убытки в результате того, что собственность, обязательства, чистая прибыль и человеческий капитал могут быть подвергнуты опасностям. Например, потеря имущества вследствие пожара или взрыва или юридическая ответственность за продукты, которые наносят вред здоровью потребителей. Традиционно риски опасности передаются полностью или частично за счет страхования имущества и ответственности.
Пример: Риски возникновения опасности в компании British American Tobacco
В 1998 г. был урегулирован конфликт между Генеральными прокурорами штатов и табачной промышленностью по поводу обвинений в том, что курение вызывает серьезные заболевания, который обошелся американской табачной промышленности в 206 млрд. долл. В начале 1999 г. компания British American Tobacco заявила, что потери в текущем квартале увеличились в связи с издержками на урегулирование конфликта. Убытки компании British American Tobacco, возросшие с 163 до 171 млн ф. ст. годом раньше, в текущем квартале увеличились до 463 млн ф. ст. за счет издержек на урегулирование конфликта.
Риск потери репутации (reputation risk) (бренда) возникает из-за реальной или возможной потери репутации или бренда (торговой марки). Например, репутации компании Еххоn был нанесен ущерб после того, как танкер Valdez компании Еххоn пролил в океан нефть и вызвал загрязнение побережья Аляски.