Аналитические процедуры, применяемые в страховом аудите, связаны с отраслевыми особенностями деятельности страховщика. Общий подход к выполнению аналитических процедур в процессе аудита страховых организаций, как показывает сложившаяся отечественная практика, состоит в том, что практикующие аудиторы при осуществлении аналитических процедур используют методические приемы структурного анализа, например, при вертикальном анализе баланса.
При осуществлении аналитических процедур могут использоваться как методы простых сравнений, так и методы анализа с применением сложных экономико-статистических расчетов. На каждом этапе проведения аудита цель аналитических процедур различна. Эффективное достижение цели обеспечивается рациональным выбором аналитических процедур.
Аналитические процедуры, как правило, предшествуют проверкам того или иного цикла хозяйственных операций, а также выполняются на протяжении всего процесса аудита.
В основе многих аналитических процедур лежит метод сравнения. Отчетные данные можно сравнить с информацией прошлых периодов, данными бизнес-плана, среднеотраслевыми показателями, прогнозными данными, небухгалтерской информацией. Важным условием проведения сравнительного анализа является обеспечение сопоставимости показателей. Используя метод сравнения, аудитор должен убедиться в идентичности применяемой страховщиком методики ведения бухгалтерского учета в сравниваемых периодах.
Наиболее современным методом ретроспективного и перспективного (прогнозного) экономико-статистического анализа является комплексный подход к взаимосвязанному изучению разнообразных направлений деятельности страховой организации.
Финансово-хозяйственную деятельность страховщика можно представить как систему, включающую:
Вход и выход хозяйственной системы обычно оценивают в количественных показателях, а поведение системы — в качественных. Качественные показатели определяют складывающиеся соотношения между количественными показателями главным образом на входе и выходе системы управления организацией. Количественные показатели характеризуют размер и абсолютный уровень какого-либо явления.
Качественные показатели определяются взвешиванием и сопоставлением количественных показателей по отношению друг к другу. В результате они характеризуют именно структурную сторону любой организации (например, рентабельность вложений, систему коэффициентов по балансу и др.) Для аудитора качественные показатели позволяют производить анализ траектории развития деятельности организации.
Приведем на рис. 3.4 общую схему проведения анализа деятельности страховой организации, рекомендуемую к применению при проведении аудита.
Многоаспектность финансово-хозяйственной деятельности страховой компании находит отражение в системе ее экономических показателей. Отбор необходимого и достаточного количества показателей для оценки всех сторон деятельности страховщика должен соответствовать плану аудита.
Большое разнообразие показателей, оценивающих финансовое положение и результаты деятельности страховщика, позволяет обеспечить детализацию такого анализа. Подходы к расчету коэффициентов различаются, но все они служат для оценки результатов деятельности, сравнения их фактических значений с предыдущими периодами, показателями бюджета и показателями конкурентов - других страховых организаций.
Наиболее распространенные и имеющие практическое значение подходы к анализу финансового состояния страховой организации заключаются в следующем:
В рамках комплексного экономического анализа первые два подхода могут быть реализованы как направления его детализации.