Концепция стратегического планирования маркетинга страховой компании включает в себя:
Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, планах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения.
В немалой степени стратегия зависит от имеющихся у организации ресурсов — материальных, финансовых, информационных, кадровых.
Важную роль в формировании стратегии играет потенциал развития организации, совершенствования ее деятельности и расширения масштабов, роста деловой активности и инноваций. После анализа спроса на страховые услуги и финансовых возможностей фирмы разрабатывается стратегический план маркетинга, который определенным способом связывает все его звенья, придает предприятию определенность и индивидуальность. Стратегическое планирование деятельности страховой организации предполагает достижение следующих целей:
Таким образом, маркетинговое планирование помогает создать единство общей цели организации.
Процесс планирования включает ряд этапов, реализация которых направлена на определение миссии компании. Миссия позволяет сформировать образ компании. Внутренняя миссия связана с собственным развитием страховой компании, с решением проблем производственного и товарно-сбы-тового менеджмента. Внешняя миссия заключается в обеспечении устойчивости экономического развития клиентов страховщика путем удовлетворения их потребностей в страховых услугах в необходимом объеме и в соответствии с высшими профессиональными и этическими стандартами.
Созданием миссии организации должны заниматься руководители компании. Внешняя миссия — мощный инструмент в конкурентной борьбе. Здесь необходимо учитывать сильные и слабые стороны страховщика на основе соответствующих рыночных возможностей. Любую слабую сторону следует оценить с точки зрения ее значимости и действий, направленных на ее нейтрализацию или превращение этой слабости в сильную сторону. В долгосрочной перспективе выживание и развитие страховой фирмы зависят от ее способности создать и отслеживать динамику массива информации, чтобы своевременно предвидеть изменения на рынке и состояние конкурентов.
Выработка стратегии невозможна без обладания широкой информацией о страховой организации в целом, трудностях в ее деятельности при достижении поставленной цели, экономическом состоянии страхового поля, его освоении, наличии конкурентов и целого ряда других факторов, влияющих на перспективу деятельности страховой компании.
Анализ собранной стратегической информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития самой страховой организации и ее окружения, имеющие в основном характер прогноза, т.е. системы аргументированных представлений о направлении развития и будущем состоянии страховой компании. Основания прогноза: специальные обследования, вероятностный математический анализ и анализ рядов, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай непредвиденных обстоятельств. Иными словами, составляется стратегический план развития деятельности страховой компании.
Способы, обеспечивающие успешное проведение стратегического планирования:
Высшее руководство формирует цели, но их достижение зависит от управляющих среднего звена.