Одна из главнейших задач, стоящих перед руководством страховой компании, — это организация деятельности всех служб компании, направленная на обеспечение ее финансовой устойчивости. Фактически каждая служба, работник страховой компании, выполняя свои функциональные обязанности, обозначенные в должностных инструкциях, вносят определенный вклад в обеспечение финансовой устойчивости.
Особая роль в этом вопросе отводится экономическим службам, ведущим: планирование деятельности страховой компании по приходным и расходным статьям; анализ выполнения запланированных показателей; учет и контроль за движением денежных средств; начисление и размещение резервов; анализ поступивших страховых платежей и выплат по страховым событиям и окончившимся договорам; платежи в бюджет и текущие платежи; обеспечение финансовых потоков страховой компании.
Не остаются в стороне и остальные службы, разрабатывающие и внедряющие новые страховые продукты, обеспечивающие доступную и эффективную рекламу, организующие доведение страхового продукта до страхователя и расширяющие границы страхового поля.
Статья 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 10 декабря 2003 г.) гласит: «Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования ; собственные средства; перестрахование».
Финансовая устойчивость страховщика строится на принципе нормативных соотношений:
В стабильной макроэкономической ситуации первого показателя достаточно для обеспечения платежеспособности.
Не всегда это соотношение, составляющее единицу и более, обеспечивает нормальную платежеспособность. Здесь необходимо учитывать состав собственных средств, в каких объемах и из каких средств они сформированы, доля в них кредитов и вложений в недвижимость.
Финансовая устойчивость страховой компании определяется размером собственного капитала, состоящего из уставного фонда, резервного фонда, нераспределенной прибыли и создаваемых за счет чистой прибыли фонда накопления и фонда потребления.
Оценка финансового состояния страховой организации производится по данным баланса страховой компании (форма № 1) и отчета о финансовых результатах и их использовании (форма № 2).
Баланс содержит информацию об имущественном, финансовом положении, обязательствах страховой компании. В активе отражаются основные средства, нематериальные активы, материальные ценности и затраты, денежные средства и финансовые вложения.
Важно в активах определиться, за счет чего они созданы, за счет каких средств приобретены основные фонды и имущество: собственных или за счет кредитов, что свидетельствует об устойчивости страховой компании в случае крупных страховых выплат и в целом эффективности работы страховой компании.
Раздел 1 пассива баланса характеризует структуру собственного капитала, формируемого из двух источников: взносов учредителей и прибыли страховщика. Разделы 2, 3 пассива показывают размер заемного капитала, т.е. обязательства страховщика перед физическими и юридическими лицами. Обязательства включают страховые резервы, кредиты банков, иные заемные и привлеченные средства, резервы предстоящих расходов и платежей, расчетные обязательства по перестраховочным операциям и прочую кредиторскую задолженность.
Соотношение между отдельными разделами баланса оказывает решающее влияние на платежеспособность и финансовую устойчивость страховой организации. Главный критерий оценки — соответствие размера собственного капитала объему взятых обязательств, которое означает достаточность свободных резервов страховщика. Согласно ст. 27 Закона РФ «О страховании» для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами.
Методика расчета таких соотношений и их нормативные размеры установлены Росстрахнадзором (Приказ № 02-02/20 от 30 октября 1995 г.). Фактический размер превышения активов над обязательствами или величину свободных резервов можно определить по балансу.
Сравнивая величину собственного капитала с нормативными размерами, можно судить о достаточности свободных резервов страховщика. Нормативное соотношение активов и принятых обязательств также позволяет установить экономически обоснованный размер обязательного перестрахования в части ответственности, превышающей возможности исполнения за счет собственных средств и создаваемых резервов.
Факторы, обеспечивающие финансовую устойчивость страховщика:
Указанные факторы оказывают решающее влияние на платежеспособность и финансовую устойчивость.
Платежеспособность страховщика зависит от достаточности размера сформированных страховых резервов. Однако из-за неравномерности распределения страховых случаев во времени, возможного несоответствия фактической убыточности и убыточности, заложенной в расчете тарифов, платежеспособность страховой компании может нарушиться. Отсюда следует: активы страховщика должны включать свободные от любых обязательств средства, достаточные для выполнения обязательств по искам в случае недостаточности средств страховых резервов. Эта часть собственных средств носит название маржи платежеспособности и определяется как часть активов страховщика, не связанная какими-либо обозримыми обязательствами.
Платежеспособность — возможность страховой компании рассчитаться по неотложным обязательствам:
П = Обязательства / Ликвидные активы
При нестабильной макроэкономической ситуации коэффициенты ликвидности активов всегда меньше единицы. Это означает: формально ликвидные активы обеспечивают платежеспособность страховой компании, показатель платежеспособности может быть использован только для контрольных органов, в то время как для внутренних целей для планирования и управления активы следует привести к их реальной величине (уменьшить) с учетом их действительной ликвидности.
Стабильность деятельности страховой компании, ее устойчивость можно оценивать при наличии: