Основные принципы, которых следует придерживаться при проведении анализа:
Анализ страховых операций — один из элементов управления страхованием — занимает промежуточное место между сбором и обработкой экономической информации и принятием управленческих решений.
Анализ базируется на сравнении и сопоставлении анализируемых величии (показателей).
Методы сравнения позволяют оценить работу страховой компании, выявить отклонения от плановых показателей, установить их причины и изыскать резервы.
При анализе сравнивают:
Анализ страховой деятельности делится на:
Предварительный анализ предшествует принятию управленческих решений (введение новых видов услуг и т.п.).
Оперативный анализ направлен на решение какой-либо частной конкретной задачи.
Последующий анализ проводится по итогам года, квартала, месяца.
При анализе системном, комплексном, с использованием баланса и статистической отчетности исследуются: тарифная политика; использование трудовых ресурсов; востребованность видов страхования; показатели, определяющие финансовую устойчивость страховой компании; другие экономические и организационные показатели.
Используется следующая информационная база:
Аналитическая работа деятельности страховой компании является повседневной для руководящего звена компании.
Анализу подвергаются:
При анализе используются абсолютные, относительные и средние показатели деятельности страховой компании. Абсолютные показатели выражаются в денежном и натуральном выражении и берутся из бухгалтерской и статистической отчетности (страховые платежи, страховые возмещения, число заключенных, действующих пролонгированных договоров, число застрахованных объектов, ответственность, принятая на собственное удержание и переданная в перестрахование, количество и характер страховых событий, начисленных и фактически размещенных резервов, их использование и ряд других).
Относительные показатели отражают сравнение процентных показателей либо коэффициентов (уровень выплат, убыточность страховой суммы, охват страхового поля и др.).
Средние показатели отражают наиболее типичные процессы, происходящие в страховании (средняя страховая сумма на один договор, средняя выплата на один договор, средняя нагрузка на одного страхового агента и др.). Как правило, средние показатели используют для сравнения с показателями других аналогичных страховых компаний.
Информационной базой анализа страховых операций является нормативно-справочная информация: данные оперативного статистического и бухгалтерского учета и отчетности, плановые показатели. Могут быть и другие источники — статистические сборники и др.
Результаты анализа становятся предметом рассмотрения на еженедельных оперативных совещаниях советов директоров, а последующие анализы — предметом рассмотрения собрания акционеров. По результатам анализа принимаются соответствующие решения организационного, технического или финансового плана. Результаты анализа фактически являются элементом управления устойчивостью страховой компании.
При диагностике страховой компанией ведется исследование не статистического состояния объекта, а его развития во времени. Все стадии диагностики тесно связаны между собой; недостатки, возникающие в одной из них, сказываются на всем исследовании.
Диагностика предполагает: