Рассмотрим далее порядок расчета и оценки показателей деятельности компании по основным направлениям страхования.
Сначала проследим по данным табл. 3.35 динамику объема и структуры брутто-страховых сборов (премий) организации в разрезе двух основных направлений страхования.
Таблица 3.35. Структура брутто-страховых сборов (премий)
в разрезе направлений страхования
за 2005 - 2006 гг.
Направление страхования |
2005 |
2006 |
||
сумма, |
% |
сумма, |
% |
|
1. Страхование недвижимости |
45200 |
42,5 |
30275 |
41,5 |
2. Страхование автотранспорта и ГО |
61256 |
57,5 |
42677 |
58,5 |
3. Всего (стр. 1 + стр. 2) |
106456 |
100 |
72952 |
100 |
Анализ величины страховых сборов (с включением доли перестраховщиков) показывает, что в анализируемом периоде основным направлением страховых операций было страхование автотранспорта и ГО. Доля этого вида страхования устойчива и составляет около 60% (58,5%). Наблюдается по годам увеличение доли страхования автотранспорта и ГО в совокупном объеме страховых сборов.
Вместе с тем дать правильную оценку вклада отдельных направлений страхования в финансовые результаты организации, пользуясь показателями структуры брутто-объема страховых сборов, было бы неправильно. Дело в том, что каждый вид страхования имеет свой уровень риска. Степень риска характеризуется корреляцией объема страховых сборов и статей текущих затрат. При этом комиссия перестраховщиков, страховые выплаты (убытки) и страховые резервы весьма индивидуальны для различных направлений страхования.
Из сказанного следует, что более достоверно оценить вклад отдельного направления страхования в финансовые результаты организации можно с использованием показателя нетто-комиссии страховщика. Этот показатель определяется как разница между объемом страховых премий и совокупной величиной текущих затрат.
Структура нетто-комиссии страховой компании в разрезе основных направлений деятельности приведена в табл. 3.36.
Таблица 3.36. Структура нетто-комиссии
в разрезе основных направлений страхования
за 2005 - 2006 гг.
Направление страхования |
2005 |
2006 |
||
сумма, |
% |
сумма, |
% |
|
1. Страхование недвижимости |
7655 |
41,0 |
3734 |
38,0 |
2. Страхование автотранспорта и ГО |
11016 |
59,0 |
6093 |
62,0 |
3. Всего |
18671 |
100 |
9827 |
100 |
По данным табл. 3.36, в объеме нетто-комиссии наибольшее участие занимают операции, связанные со страхованием автотранспорта. Даже при снижении общего объема страховой нетто-комиссии доля страхования автотранспорта в его формировании в относительном выражении возросла с 59,0% в 2005 г. до 62,0% в 2006 г. Что касается страхования недвижимости, то по этому виду страхования наблюдается снижение как абсолютной, так и относительной величины нетто-комиссии.
Снижение объема нетто-комиссии могло привести к снижению рентабельности компании. В табл. 3.37 приведен расчет рентабельности по направлениям страхования.
Таблица 3.37. Анализ рентабельности (нетто-комиссия / объем страховых сборов)
по отдельным направлениям страхования
в 2005 - 2006 гг.
Направление страхования |
2005 |
2006 |
1. Страхование недвижимости |
1,69 |
1,23 |
2. Страхование автотранспорта и ГО |
1,79 |
1,42 |
В среднем по всем направлениям страхования |
1,8 |
1,34 |
Данные табл. 3.37 свидетельствуют о рентабельности каждого направления страховой деятельности и средней рентабельности страховых операций. Расчет помогает установить, за счет какого вида страхования изменилась средняя рентабельность, т.е. снизилась эффективность страховой деятельности. Рентабельность снизились как в среднем, так и по каждому направлению страхования. Факторный анализ позволяет вычислить степень влияния на снижение рентабельности различных факторов.
Величина нетто-комиссии по каждому направлению страхования складывается под влиянием двух факторов:
Взаимосвязь факторов можно выразить формулой
Н = О * Р, где
Рентабельность деятельности страховой организации зависит прежде всего от полученной нетто-комиссии. В процессе анализа необходимо установить, насколько изменение нетто-комиссии по годам происходило за счет фактора объема и фактора рентабельности, который мы рассматриваем как эффективность деятельности.
Исходные данные для проведения факторного анализа динамики нетто-комиссии даны в табл. 3.38.
Таблица 3.38. Исходные данные
для проведения факторного анализа нетто-комиссии
за 2005 - 2006 гг.
Наименование страхования |
Нетто-комиссия, |
Объем |
Рентабельность, |
||||||
2005 |
2006 |
изме- |
2005 |
2006 |
изме- |
2005 |
2006 |
изме- |
|
1. Страхование недвижимости |
7655 |
3734 |
-3921 |
45200 |
30275 |
-14925 |
1,69 |
1,23 |
-0,46 |
2. Страхование автотранспорта и ГО |
11016 |
6093 |
-4923 |
61256 |
42677 |
-18584 |
1,79 |
1,42 |
-0,37 |
3. Всего |
18671 |
9827 |
-8844 |
106456 |
72952 |
-33509 |
1,8 |
1,34 |
-0,66 |
Результаты факторного анализа нетто-комиссии представлены в табл. 3.39.
Таблица 3.39. Результаты факторного анализа нетто-комиссии
за 2005 - 2006 гг., тыс. руб.
Направление страхования |
Изменение |
Изменение |
Изменение |
1. Страхование недвижимости |
-1740 |
-2181 |
3921 |
2. Страхование автотранспорта и ГО |
-2737 |
-2186 |
4923 |
3. Всего |
-4477 |
-4367 |
-8844 |
По данным табл. 3.39, общий объем нетто-комиссии в 2006 г. по сравнению с 2005 г. практически в равной мере уменьшился как по причине снижения объема страховых сборов (экстенсивный фактор), так и за счет снижения уровня рентабельности. Примерно такая же картина наблюдается и при анализе действия факторов по направлениям страхования. Оба фактора действовали отрицательно.