Структура управления крупными страховыми фирмами формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны, это требования, обусловленные ростом объемов страховых услуг, их видов; увеличением в результате интернационализации территориальной разобщенности филиалов и условий их деятельности на территории других стран. С другой стороны (структура управления), она носит на себе отпечаток исторических особенностей формирования и развития конкретных страховых фирм.
Здесь непосредственным образом сказываются традиции, сложившиеся в той или иной стране, различия в законодательстве, системе государственного регулирования страховой деятельности. В современных условиях западноевропейские и японские страховые компании имеют многие общие черты с американскими фирмами.
Прослеживая их деятельность, можно заметить, что там широко используется принцип «чтобы быстро и дешево достичь желаемых результатов, добиться конкурентоспособности страховой компании, необходимо приобрести способного и мыслящего руководителя».
Подбирая специалистов па руководящие должности, в зарубежных страховых компаниях обращают особое внимание: может ли претендент успешно выполнить поставленную перед ним задачу; может ли он успешно выполнять свою деятельность.
Проводится сравнение претендентов по их деловым качествам и как они адаптируются к деятельности страховой компании. Следует также учитывать, что критерии при рассмотрении кандидатуры претендентов па должность руководителя верхнего эшелона крайне индивидуальны. В одном случае — внешнее впечатление, в другом — личные качества, в третьем — рекомендации по прежней работе.
В деятельности зарубежных страховых компаний долгое время господствовал авторитарный стиль управления. Делалась ставка на волевого менеджера, склонного принимать решения единолично, держать на расстоянии подчиненных, жестко контролировать их деятельность. Авторитарный стиль — признак эффективного руководителя в страховых компаниях сильно структуризированного типа и в критических ситуациях; в других условиях назначение такого руководителя может иметь негативные последствия.
Начиная с 60-х годов, стало находить место управление с позиций науки о поведении, основывающееся на принципе повышения эффективности организации в результате повышения качественных характеристик ее человеческих ресурсов, с использованием различных аспектов социального взаимодействия: мотивации; характера власти и авторитета; организационной структуры; коммуникации в организациях; лидерства; изменения содержания работы и качества трудовой жизни; применения демократических методов управления.
Современные западные исследователи пришли к выводу: можно выделить качества, отличающие успешных руководителей, достигших высоких результатов в страховой деятельности. Это:
При отборе кандидатуры на замещение вакантной должности менеджера, проверке его деловых и личностных качеств претендент проходит несколько этапов, после чего либо он остается в страховой компании па должности, на которую он претендовал, либо ему отказывают или предлагают другие должности, которые, по мнению руководителей компании, он мог бы успешно исполнять.
Выделяются следующие этапы, применяемые к проверке кандидатур на замещение вакантных должностей:
К окончательно отбираемым претендентам применяется подробная квалификационная инструкция. В ней уточняются: данные по образованию; основная и вспомогательная специальности; прохождение квалификационной переподготовки; где, на каких должностях работал; продолжительность работы на линейных должностях или работы по специальности.
В должностных инструкциях наряду с общими типовыми положениями уделяется особое внимание конкретным особенностям данной должности вплоть до специфических особенностей личности руководителя.
Организационная структура американских, западноевропейских и японских компаний характеризуется большим разнообразием; практически каждая компания имеет свои отличительные и национальные особенности.
В Японии принципы и стиль управления опираются на глубокие национальные традиции. Специфические черты японской системы управления: элитарность и замкнуто-кастовый характер; жесткое разделение труда между различными группами, связанными между собой, но построенными по иерархической лестнице и с различными привлечениями; высокая конкуренция между работниками; сложные процедуры отбора и приема на должность; ориентация на подготовку и переподготовку специалистов широкого профиля; принимаются на работу специалисты с университетским образованием.
Наиболее известная черта японского управления — система пожизненного найма и продвижения работников. Нанимают работников, как правило, сверх штата и в процессе их деятельности отбирают наиболее работоспособных и знающих свое дело специалистов. Важное значение придается личностным качествам работника, умению вписаться в коллектив, со временем возглавить его, трудиться с полной отдачей.
Возрастной ценз — 55 лет, после чего работник идет на пенсию. Но он может продолжать работать, но па рядовых должностях. Выходное пособие — 5-6 годовых окладов. Особенность организации управления в японских компаниях — первостепенное значение придается совершенствованию стиля и методов управления. Японские компании, как правило, более централизованны, чем американские и западноевропейские.
Считается, что японский стиль управления, основанный на принятии групповых решений, эффективнее, поскольку предполагает:
В американском менеджменте в 80-е годы па первый план выдвигаются задачи стратегического планирования, основанного на постановке и реализации долгосрочных целей, связанных с процессом слияний и поглощений и соответственно с перестройкой организационных структур управления. Американский стиль управления существенно отличается от японского.
Предмет сравнения |
США |
Япония |
1. Приверженность работника |
Социальная |
Фирме |
2. Разграниченность обязанностей и полномочий |
Четкая |
Расплывчатая |
3. Оценка работника и продвижение по службе |
Быстрые |
Медленные |
4. Специализация работника |
Узкая |
Широкая со знанием смежных областей |
5. Ответственность |
Индивидуальная |
Коллективная |
6. Разделяемые ценности |
Индивидуальные |
Коллективные |
7. Направленность руководства |
На индивидуум |
На коллектив |
8. Идеал менеджера |
Лидер, сильная личность, увлекающая и заставляющая работать |
Координатор коллектива единомышленников |
9. Характер решений |
Индивидуальный |
Коллективный |
10. Преобладающие цели |
Тактические |
Стратегические |
11. Оценка работы сотрудников и способы контроля |
Индивидуально руководителем на основе количественных показателей |
Коллективно на основе совместно выработанных качественных критериев |
12. Отношения с подчиненными |
Формальные |
Неформальные |
13. Обусловленность карьеры |
Личными результатами |
Коллективными достижениями, возрастом |
14. Структура управления |
Жесткая, формализованная |
Гибкая |
15. Оплата труда |
По индивидуальным результатам |
По коллективным результатам, возрасту, стажу работы |
16. Наем |
Краткосрочный |
Пожизненный |
Принципы управления деятельностью страховых компаний в каждой стране наряду с отдельными общими чертами имеют существенные различия по целому ряду направлений. Россия имеет национальные традиции, в том числе и в страховании. Перенимать опыт управления зарубежных страховых компаний просто необходимо, но нельзя его слепо копировать. То, что в зарубежных страховых компаниях дает эффект, в нашей стране может не прижиться.