В страховых компаниях, как правило, проходят еженедельно совещания с аппаратом компании, носящие информационный характер, на которых идет обмен операционной информацией с выработкой локальных решений по текущим вопросам.
Для срочного решения возникающих вопросов собираются экстренные совещания, на которых руководители раздают подчиненным уже готовые решения для рассмотрения. Для обсуждения и оценки работы отдельных сотрудников или подразделения компании организуются специальные совещания.
Особое место занимают проблемные совещания, имеющие как свои плюсы, так и минусы.
Положительные стороны таких совещаний:
К недостаткам следует отнести:
На этих совещаниях появляются ценные, интересные идеи, позволяющие успешно решать проблемные вопросы.
Как правило, необходимость в таких совещаниях возникает при: организации продвижения нового либо приобретенного страхового продукта; создании филиалов и представительств; уменьшении продаж в связи с обостряющейся конкуренцией; сезонности продаж и других моментов в деятельности компании.
Процесс проблемного совещания можно представить в виде «звездного» семишагового алгоритма.
В ряде случаев заявленная тема совещания отличается от формулировки проблемы, требующей решения. В формулировании темы может не быть никаких организационных противоречий, каких-либо сложностей, на ликвидацию которых должна быть направлена управленческая деятельность.
В то же время при обсуждении проблемы может возникнуть ряд вопросов и внесены коррективы участниками совещания. В итоге могут появиться формулировки в которых проявятся отдельные вопросы, требующие немедленного решения.
Прежде чем искать решение, необходимо получить четкую, максимально конкретную окончательную формулировку проблемы путем проверки каждого из вариантов.
Обозначив проблему, приступают к ее анализу, используя метод «рыбьего скелета» (по К. Ишикаве). В «голову рыбы» записывается анализируемая проблема. «Ребрами» выступают основные направления деятельности, процессы, структуры, в которых проявляется проблема.
«Мелкими косточками» на «ребрах» записываются следствия проблемы или более мелкие проблемы, связанные с ней. Обычно сначала записываются все проблемы по подходящим для них «ребрам».
Выявление и обсуждение выявленных проблем удобнее вести методом «мозгового штурма» в спонтанной неконтролируемой генерации идей. Можно использовать и другие известные методы.
При «мозговом штурме» придерживаются следующих основных правил:
Когда сформулирован перечень различных идей, производится оценка каждой по следующим критериям:
Результатом оценки должен стать выбор одной из трех максимально реалистичных, эффективных и минимально затратных идей, которые лягут в основу сценария действий.
Для выбранного сценария составляется детальный план действий — выверенный управленческий продукт, включающий в себя ответы па вопросы: