В группу руководителей высшего звена страховых компаний входят управляющие верхней ступени иерархической пирамиды: председатель правления, президент, вице-президенты, исполнительные директора.
В большинстве страховых компаний США главный управляющий является председателем правления страховой компании, а оперативный управляющий — президентом. Внутри команды каждый член команды несет личную ответственность за деятельность страховой компании. Заработная плата управленческого персонала страховой компании США с учетом среднего и нижнего звеньев к началу 90-х годов составила 42 тыс. долл. в год.
Успех страховой компании зависит от способных, мыслящих руководителей, их компетентности и личной заинтересованности, которые влияют па достижение общих результатов. Система оплаты труда и различных льгот ориентирована на закрепление в страховой компании менеджеров высшего эшелона.
Для этого используются вознаграждения в виде:
Система оплаты труда управленцев базируется на принципах оплаты всего остального персонала; различие — в более высоком уровне окладов и премиальных выплат. Оклады и премии зависят от эффективности работы компании. Из всех видов вознаграждений для менеджеров особое место имеют опционы на акции. Опцион — право на приобретение акций страховой компании; может быть реализовано по прошествии определенного периода (5 лет и более), но цена в опционе фиксируется заранее либо он дается бесплатно.
Доход от опциона равнозначен как для управляющих, так и для владельцев компании. Это привилегия только высших менеджеров.
Роль опциона как вознаграждения:
Ценность опциона — возможность его продажи. С помощью опционов происходит сближение интересов верхнего эшелона менеджмента и собственников страховой компании.
Обычно в программах долгосрочных компенсаций для высших служащих резервируется около 5% акционерного капитала. Право на долевое участие в капитале страховой компании заинтересовывает высший управленческий персонал в продолжительной работе на фирме и ее процветание.
Применяется система разовых вознаграждений:
Например, в Германии — автомобиль для личного и служебного пользования с покрытием покупной суммы, затраты на топливо и эксплуатационные расходы. Автомобили, как правило, престижные, таких марок, как «мерседес» и т.п.
В Великобритании — оплата командировки для супруги высшего управляющего звена, оплата гостиничного номера для семейных пар, сезонные билеты, организация путешествий, предоставление долговременных ссуд, служебных автомобилей.
Рекомендации западного менеджмента:
Специфичность методов управления страховой деятельностью в Японии, система ранжировки специалистов по стажу работы, квалификации, возрасту, семейному положению создали систему оплаты труда существенно отличаются от оплаты труда работников страховых компаний США и западноевропейских.
Система оплаты груда и поощрений ориентирована прежде всего на выслугу лет, и во вторую очередь па качество работы. В последние годы стал учитываться профессиональный уровень. От стажа зависит и должность.
Сама заработная плата состоит из трех частей:
• основной оклад, определяемый возрастом, стажем работы в данной фирме, семейным положением и профессиональной подготовкой;
• надбавки, стимулирующие личностный вклад; сюда относятся оплата сверхурочных, доплата за рост производительности труда, премии по итогам года;
• бонусы — обычно полугодовые доплаты, сумма надбавки может в несколько раз превышать основной оклад;
• специальные выплаты па социальные нужды; содержание жилья, медицинское обслуживание, транспорт; к специалистам высокого ранга применяются привилегии: скидки на расходы, связанные с подарками и развлечениями.
В России определенной системы в оплате труда работников страховых компаний нет. Каждая компания использует свою систему оплаты труда либо заимствованную. Относительно общей, присущей большинству компаний является сдельная оплата труда агентам . Оплата страховщиков зависит от доходов. Доходы определяют тарифные ставки работ-пиков и систему поощрений.