Количественные и качественные показатели, используемые при оценке деятельности менеджера, рассмотрены ниже.
К количественным методам оценки относятся:
Качественные методы включают:
Примеры комбинированных методов: метод стимулирующих оценок; тестирование и др.
Наиболее перспективным является подход, когда оценка эффективности менеджмента проводится на трех различных уровнях — отдельного менеджера; на уровне функционального органа управления; на уровне системы управления компанией как единого целого.
Эффективность оценки отдельного менеджера включает:
в) результаты труда менеджера во всех ресурсах: его индивидуальный труд, вклад в показатели аппарата функционального управления, в результаты деятельности подведомственного подразделения.
При оценке балльным методом применяют следующие критерии:
КО — базовая оценка, устанавливаемая работнику со средней производительностью труда, не имеющему замечаний по качеству и дисциплине. Значение КО, как правило, устанавливают в 10 баллов, а Kl, К2, КЗ — в пределах ± 5 баллов.
При оценке потенциала менеджера, его квалификационного уровня учитывается образование, в том числе профильное, и опыт управленческой деятельности, а также сертификаты и аттестаты профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Уровень квалификации специалиста-менеджера, его способность к обучению определяются специальным тестированием с использованием ситуационных тестов.
Оценка знаний, умений и навыков включает:
Помимо оценки знаний и умений в профессиональной области, важную роль играют данные психологического тестирования, которое следует проводить для всех групп менеджеров, но особенно это важно для руководителей.
В зависимости от категории управленческого персонала ведется оценка результативности труда менеджера. Для руководителей функциональных подразделений — оценка результативности возглавляемого ими органа управления, для высшего менеджмента — оценка результативности системы управления компанией в целом.
Функциональные подразделения страховых компаний оцениваются по:
Оценка высшего уровня менеджмента страховой компании проводится по результатам финансово-хозяйственной деятельности и показателям финансовой устойчивости страховой компании.
Оценивая высший уровень управления страховой компанией, следует учитывать критерии оценки, используемые как для структурных подразделений, а также специфические критерии, применяемые для высшего звена. Не остается без внимания эффективность принимаемых решений по их своевременности, обоснованности и экономичности.