Методы управления страховой компанией

Управлять деятельностью страховой компании — значит побуждать других к достижению цели, а не заставлять делать то, что считаешь правильным.

Для подготовки решений необходимы сбор и анализ информации. Принятое решение должно быть доведено до исполнителей с конкретной постановкой задач и сроками исполнения, т.е. вступает в силу следующий этап: управление реализацией решения.

Различают три основных начала управленческого воздействия:

1. Распорядительное воздействие с целью воспитания у работников основы трудового поведения.

Фактически это авторитарный стиль руководства. Руководитель отдает приказание, сам единолично принимает решение, считая его единственно правильным, и требует его неукоснительного исполнения. Управление осуществляется методом властной мотивации с ориентиром либо па прямое принуждение людей к определенному поведению в интересах страховой компании, либо на создание возможности такого вмешательства. Особенность организационно-распорядительных методов — отсутствие альтернатив для работников. При успешном выполнении работы исполнитель может получить поощрение, при неуспешном — взыскание, в том числе экономического характера.

2. Воздействие на духовные интересы работников, совершенствование корпоративной культуры, создание духа единой команды, проявления в каждом работнике творчества и инициативы.

Этот подход присущ демократическому стилю управления. Руководитель активно вовлекает подчиненных в решение поставленных задач; использует их опыт, знания в проработке и поиске оптимальных вариантов, что в конечном счете значительно облегчает и ускоряет процесс реализации принятого решения. При этом руководитель вместе с коллективом вырабатывает решение, прислушиваясь к мнению и советам коллектива, и только после его обсуждения оно принимается. В этом случае повышается значимость каждого члена коллектива. Часто его предложения ложатся в основу принимаемого решения и он будет его исполнителем.

3. Воздействие на отдельную личность и персонал в целом через их материальные интересы.

Организационно-распорядительные и экономические методы управления дополняют друг друга. Их правильное сочетание позволяет достигать более высоких результатов в управлении страховой компанией: за счет стимулирования инициативы работников экономическими методами; за счет быстрого проведения управленческих решений организационно-распорядительными методами.

Эффективное применение экономических методов управления требует высокой экономической и управленческой культуры.

Замыкающий этап процесса управления — контроль, как текущий в процессе реализации принятого решения и при необходимости его корректировки, так и заключительный с подведением итогов, при котором оцениваются факторы, положительно или отрицательно влияющие на реализацию принятого решения. Результаты подведения итогов используются при принятии очередных решений.

Управленческий цикл страховой компании представлен на рисунке ниже:

Управленческий цикл страховой компании

При стратегическом управлении учитывается общая ситуация в экономике страны. В практике зарубежных страховщиков стратегическое управление рассчитывается на 10-15 лет.

На тактическом уровне общие цели конкретизируются, отрабатываются детальные оперативные планы и программы, просчитываются финансово-экономические показатели.

В основном идет отработка годовых планов с разбивкой по кварталам и месяцам на основе маркетинговых исследований изменяющейся экономической ситуации. Разработанные планы доводятся до конкретных отделов, филиалов и исполнителей. Фактически в этих планах определяются конкретные задачи на предстоящий период; определяются людские и материальные ресурсы, необходимые для решения поставленных задач.

Разрабатываются финансовый план; планы маркетинговых исследований освоения страхового поля, разработки новых видов страховых услуг, подготовки и переподготовки кадров и др.

Подразделения страховой компании полученные планы конкретизируют по конкретным исполнителям и показателям.

На оперативном уровне решаются текущие задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, при помощи календарного планирования и принятия решений в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях.

Каждый из рассматриваемых уровней управления ставит и решает свои определенные задачи и оказывает соответствующее воздействие на характер управления кадрами страховой компании. Их подбор, воспитание, создание нормального психологического климата и успех в достижении поставленной цели зависят от складывающихся взаимоотношений в коллективе, от того, кто и как будет руководить коллективом, как будут использовать свои возможности формальные и неформальные лидеры.

Одной из важнейших в управлении является проблема лидера.

Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива в силу прав и обязанностей, предписанных ему должностными инструкциями, по автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в страховой компании, но не являться фактическим лидером коллектива, ибо тот должен быть не утвержден приказом или распоряжением, а психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Исходя из вышесказанного, в коллективе могут складываться формальные и неформальные отношения.

Формальные или служебные отношения определяются функциями, правами и обязанностями работников, ответственных за тот или иной участок деятельности страховой компании.

Неформальные отношения — результат межличностных психологических отношений, складывающихся между членами коллектива в процессе их деятельности, и по сути они формируют социально-психологический климат коллектива.

Расхождения между формальными и неформальными структурами коллектива страховой компании могут быть следствием ошибок при принятии управленческих решений менеджерами.

В этих случаях возникают конфликтные ситуации, требующие оперативных мер управления. Принимаемые меры могут быть реализованы различными способами управления. Один из них — предложение неофициальному лидеру официальной должности, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает. Другой метод — удовлетворение экономических и социальных потребностей коллектива. Не исключен метод и правового воздействия. Состав методов управления постоянно расширяется и обновляется, обусловлен ростом масштабов оперативно-хозяйственной деятельности страховой компании, усложнением задач и другими факторами.